Образовательная программа 2018.pdf

Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования детей
Детский оздоровительно-образовательный центр «Рассвет»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Муниципального автономного учреждения
Дополнительного образования детей
Детский оздоровительно-образовательный центр «Рассвет»
(ДООЦ «Рассвет») на летнюю кампанию 2018 года

«Лето для Рассвета»

Улан-Удэ – 2018
1

Разделы Программы

Информация об учреждении
I
Паспорт Программы
II
Пояснительная записка
III
Актуальность Программы
IV
Цель и задачи Программы
V
Механизм реализации Программы
5.1. Обеспечение доступности дополнительного образования в центре
5.2. Создание условий для повышения качества дополнительного
образования детей в центре
5.3. Создание условий для повышений качества профессиональной
подготовки педагогов дополнительного образования в центре
5.4. Формирование воспитательной системы МАУ ДОД ДООЦ «Рассвет»
VI
Характеристика дополнительных образовательных программ, реализуемых в МАУ ДОД ДООЦ «Рассвет»
VIII
Ожидаемые результаты Программы
VIII
Использованная литература

2

3
6
8
11
13
14
14
15
16
17
19
20
21

ИНФОРМАЦИЯ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ
Полное наименование детского Муниципальное автономное учреждение
оздоровительно учреждения
Дополнительного образования детей
Детский
оздоровительнообразовательный центр «Рассвет»
ФИО директора детского оздоро- Батуева Ирина Васильевна, контактный
вительно учреждения, портретное телефон: 64-44-65
фото, контактный телефон
E-mail, адрес в социальных сетях batyeva1988@mail.ru,
https://vk.com/rassvet03
Местонахождение детского оздо- Республика Бурятия, Заиграевский райровительно учреждения
он, местность Красное Урочище,
(60 км. от г. Улан-Удэ)
История создания детского оздоГод основания – 1962. Расположен в
ровительно учреждения
живописном сосновом бору на территории Заиграевского района в местности
Красное Урочище. Площадь, занимаемая
центром – 13 га.
Удаленность от города Улан-Удэ – 60
км. Ближайший населенный пункт – с.
Заиграево.
С 1990г по 1997 г – Фабрика верхнего
трикотажа, не способная больше содержать лагерь «Рассвет» - законсервировала его на долгие годы, и, только в 1997
году в связи с необходимостью организации оздоровления, досуга детей и подростков из малоимущих семей и по инициативе Отдела социальной защиты
населения Октябрьского района было
принято решение № 32-1 от 28.04.97 г
Администрации г. Улан-Удэ «Об открытии лагеря «Рассвет» по социальнотрудовой реабилитации детей и подростков». С тех пор «Рассвет» ежегодно
совершенствует и укрепляет свою базу,
приводить свои объекты в соответствие
с требованиями пожарной, санитарноэпидемиологической и других надзорных служб. Сегодня центр имеет хорошую материально-техническую базу, которая представлена столовой на 300 человек, 8 спальных корпусов, летний
клуб, медицинский пункт, административный корпус, общежитие для персона3

ла, баня, душевой павильон, летний душ,
спортивный стадион и спортивные площадки.
С 2005 года лагерь «Рассвет» перешел
в ведение Комитета по образованию г.
Улан-Удэ, тем самым получив импульс
для внедрения образовательных программ, инновационных проектов и создания условий для организации дополнительного образования детей.
Краткая информация о деятельно- Организация летнего отдыха и оздоровсти учреждения
ления детей, услуги по дополнительному
образованию детей.
Профильность и тематика смены
Ежегодная реализация различных образовательно-оздоровительных
программ: «Рассвет» - территория здоровья», «Веселое лето», «Хоббитские игры», «Школа КВН».
С 2009 года начался 1 этап в реализации программы «Возьмемся за руки,
друзья», в 2010 г. – 2 этап, в 2011 году –
прошел 3 этап программы. Программа
разработана совместно с Комитетом по
молодежной политике Министерства
образования и науки РБ и включает в себя три основных направления – спецкурса: «Рассвет» - школа КВН», «Вожатская
академия», клуб «Патриот». Для реализации программы привлекались вожатые, прошедшие подготовку во Всероссийском детском центре «Океан», члены
сборной КВН Бурятии- Иркутска (команда «Байкал»), преподаватели Центра
допризывной подготовки молодежи и
многие другие.
Третий год подряд реализуется программа совместно с МВД РБ и Мин.
Соц. Защитой для детей, состоящих на
учете в КДН и ПДН.
Методы, формы работы с детьми
Состав детей – разновозрастной: от 6
лет до 17 лет. География – г. Улан-Удэ,
районы Республики Бурятия.
Распределение детей по отрядам в соответствии с возрастом по 25-30 чел.
Педагогический состав представлен воспитателями и вожатыми (3-4 чел. на от4

Условия проживания

ряд). Коллектив детей и персонал живет
по утвержденному распорядку дня. День
насыщен разнообразными мероприятиями как отрядного, так и общелагерного
значения. Много спортивных состязаний.
Проживание детей и подростков в
спальных корпусах летнего типа в комнатах по 6-8 человек. Спальный корпус
для малышей (6-8 лет) утепленный,
проживание в нем по 5 человек в комнате. Мебель и спальные комплекты новые. Имеются игровые комнаты при
каждом корпусе.
Для водных процедур имеются баня,
душевые.

5

I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы

Образовательная программа Муниципального автономного
учреждения дополнительного образования детей Детский
оздоровительно-образовательный центр «Рассвет» (ДООЦ
«Рассвет») на летнюю кампанию 2017 года (далее – Программа)

Основание для разработки Программы
(нормативноправовые документы)

 Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
 Приоритетный национальный проект «Образование».
 Национальная стратегия действий в интересах детей на
2012-2017 гг.
 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.

Заказчик Программы Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
Разработчик
Программы
Цель Программы

Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования детей Детский оздоровительно-образовательный центр «Рассвет» (ДООЦ «Рассвет»)
Развитие системы дополнительного образования детей на
основе сохранения лучших традиций воспитания и образования для обеспечения занятости детей во время тематических смен в педагогически организованном культурно-воспитательном пространстве детского оздоровительно-образовательного центра

Задачи Программы,
 повышение эффективности, доступности и востребоважнейшие целевые ванности образовательных услуг в системе дополнительпоказатели
ного образования детей МАУ ДОД ДООЦ «Рассвет»;
 обеспечение необходимых условий для личностного
развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей;
 повышение качества образовательных услуг дополнительного образования детей в МАУ ДОД ДООЦ «Рассвет» путем внедрения инновационных форм, методов и
технологий организации оздоровительно-образовательной
деятельности;
 развитие педагогического потенциала, повышение
профессиональной мотивации МАУ ДОД ДООЦ «Рассвет»;
 обеспечение межведомственного сотрудничества в
развитии системы дополнительного образования детей
МАУ ДОД ДООЦ «Рассвет»;
6

 укрепление материально-технической базы МАУ
ДООЦ «Рассвет»
Сроки и этапы реали- 1 этап подготовительный – февраль 2018 - май 2018 г.
зации Программы
(проектирование, обсуждение, принятие Программы).
2 этап основной – 15 июня - 20 августа 2018 г. (реализация
Программы).
3 этап заключительный – сентябрь – ноябрь 2018 г. (рефлексия итогов, анализ работы по реализации Программы)
Исполнители
Про- Педагогический коллектив и администрация Мунициграммы
пального автономного учреждения дополнительного образования детей Детский оздоровительно-образовательный
центр «Рассвет» (ДООЦ «Рассвет»)
Источники финанси- Бюджетные и внебюджетные средства МАУ ДОД ДООЦ
рования
«Рассвет»
Ожидаемые
конеч-  Расширение возможностей для творческого развития
ные результаты реа- личности ребенка, личностный рост субъектов деятельнолизации Программы сти, закрепленный в их творческих достижениях.
 Востребованность реализуемых
программ дополнительного
образования
детей
и удовлетворенность их спектром в рамках реализации тематических смен МАУ ДО ДООЦ «Рассвет».
 Повышение эффективности системы управления в
МАУ ДО ДООЦ «Рассвет».
 Улучшение качественного состава кадров, рост профессиональной компетенции
и
личных достижений педагогов МАУ ДО ДООЦ «Рассвет».
 Увеличение количества социальных партнеров, участвующих в образовательном процессе МАУ ДО ДООЦ
«Рассвет».
 Формирование привлекательного имиджа МАУ ДО
ДООЦ «Рассвет».
 Положительная динамика роста вовлеченных детей и
подростков в творческую деятельность, формирование
здорового образа жизни.
 Улучшение условий труда и жизнедеятельности участников образовательного процесса МАУ ДО ДООЦ «Рассвет».
 Укрепление материально-технической
базы учреждения.
 Удовлетворенность участников тематических смен
МАУ ДО ДООЦ «Рассвет» уровнем полученных услуг.

7

Система организа- Текущий мониторинг процесса и результатов реализации
ции контроля за ис- программных
мероприятий
осуществляется руковополнением
Про- дителем Программы
граммы

II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», дополнительное образование – вид
образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном,
физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
В этой связи очевидна значимость системы дополнительного образования детей, способствующей развитию у детей мотивации к познанию и творчеству, укреплению здоровья, профессионального самоопределения и организации творческого труда, социализации воспитанников, укреплению семейных отношений, формированию общей культуры и организации содержательного досуга.
Дополнительное образование детей – один из социальных институтов
детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и
развития. Это социально востребованная сфера, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают дети и их родители, а также
общество и государство. Дополнительное образование детей способно влиять на качество жизни, так как приобщает детей к здоровому образу жизни,
раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата. Этот вид образования способствует развитию
склонностей, способностей и интересов, гражданских и нравственных качеств, жизненному и профессиональному самоопределению подрастающего
поколения.
С учетом выше изложенного образовательная программа является нормативно-управленческим документом Муниципального автономного бюджетного учреждения дополнительного образования детей детского оздоровительно-образовательного центра «Рассвет». Она характеризует специфику
содержания деятельности, развития и воспитания детей, в условиях постоянно расширяющегося образовательного пространства, меняющихся индивидуальных, социокультурных и образовательных потребностей детей, ориентированных на создание условий для формирования у каждого ребенка представлений о самом себе и об окружающем мире, воспитания духовнонравственной основы личности, патриотизма. Программа учитывает главную
8

особенность организации дополнительного образования в стационарном детском загородном центре – организация культурно-досуговой и оздоровительно-образовательной деятельности в рамках одной лагерной смены.
Образовательная программа – документ ДООЦ «Рассвет», находящийся в
инновационном режиме функционирования и жизнедеятельности, направленный на:
 формирование новой организационной структуры на базе ДООЦ
«Рассвет»;
 создание инновационной системы управления и образования в учреждении;
 обновление программно-методического обеспечения;
 обновление научно-методического сопровождения;
 удовлетворение спроса на образовательные услуги центра;
 получение качественно нового образовательного результата, соответствующего задачам ФГОС;
 внедрение нововведений в образовательную политику Муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей детского
оздоровительно-образовательного центра «Рассвет».
Образовательная программа ДООЦ «Рассвет» имеет свои особенности:
 стратегический характер развития, акцентированный на ценностносмысловые и функциональные свойства детского оздоровительнообразовательного центра как открытой системы;
 инновационную направленность, предоставляющую возможность педагогическим работникам вести поиск и находить формы оздоровительнообразовательной деятельности, соответствующие потребностям современных детей;
 ориентацию на получение качественно - нового образовательного результата;
 опору на системно-деятельностный подход и реализацию программ
нового поколения;
 инновационную направленность в управленческой деятельности ДООЦ «Рассвет».
 организация досугово-образовательного процесса в условиях существования временного детского коллектива обучающихся.
Данная программа рассчитана на реализацию в течение летней кампании 2017 года и разработана с учетом:
 осознания миссии ДООЦ «Рассвет» по удовлетворению спроса на
оздоровительно-образовательные услуги государства, социума, родителей,
обучающихся;

9

 ресурсного обеспечения (материально-техническое, кадровое, финансовое, организационное, нормативно-правовое, научно-методическое, информационное);
 системы требований к качеству дополнительного образования детей и
подростков;
 целей и содержания дополнительного образования воспитанников
ДООЦ «Рассвет»;
 нормативно-правовой базы всех уровней, регулирующей отношения
всех субъектов оздоровительно- образовательной деятельности;
 инновационного режима жизнедеятельности ДООЦ «Рассвет».
Образовательная программа определяет ценностно-смысловые, целевые,
содержательные и результативные приоритеты развития ДООЦ «Рассвет»,
задает основные способы и механизмы изменений.
Образовательная программа предполагает решение следующих задач:
 повышение эффективности, доступности и востребованности образовательных услуг в системе дополнительного образования детей МАУ ДОД
ДООЦ «Рассвет»;
 обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда
обучающихся;
 повышение качества образовательных услуг дополнительного образования детей в МАУ ДО ДООЦ «Рассвет» путем внедрения инновационных
форм, методов и технологий;
 развитие педагогического потенциала, повышение профессиональной
мотивации педагогов МАУ ДО ДООЦ «Рассвет»;
 обеспечение межведомственного сотрудничества в развитии системы
дополнительного образования обучающихся центра.
 укрепление материально-технической базы центра.
Образовательная программа МАУ ДО ДООЦ «Рассвет» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами. Программа будет конкретизировать систему приоритетов, учитывающих преимущества условий
дополнительного образования обучающихся, реализация которых позволит
использовать педагогический потенциал центра в качестве фактора социально-экономического развития, а также средства художественного, нравственно-патриотического воспитания детей и юношества и дальнейшего укрепления социального партнерства. Программа имеет комплексный характер, способствующий интеграции дополнительного образования в систему жизнедеятельности центра.

10

III. АКТУАЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Трансформации в социально-экономической сфере страны и региона
инициируют учреждениям отдыха и оздоровления детей в летнее время изменение механизма отношений субъектов оздоровительной-образовательной
деятельности.
При организации оздоровительной-образовательной деятельности детей
мы опираемся на приоритетные принципы:
Признание права ребенка на свободное самоопределение и самореализацию, предоставление ребенку и педагогу возможность выбора индивидуального маршрута на уровне содержания, методики, опыта, сложности, конечного результата для удовлетворения своих интересов, потребностей, реализации собственного жизненного предназначения, осуществления своих целей, развития способностей, творческой самореализации.
Развитие индивидуальности предполагает создание социокультурной
среды для максимально свободной реализации заданных природой качеств;
организацию индивидуальной помощи детям в реализации первичных базовых потребностей; активное участие педагога в автономном духовном строительстве. Индивидуальность человека основывается на природных факторах,
наследственных задатках и одновременно развертывается, и пополняется в
процессе социализации, саморазвития, самореализации, сознательного самовоспитания. Если индивидуальность закрепляется и устойчиво проявляется в
деятельности человека, его образе жизни, то можно говорить об индивидуальном стиле деятельности, мастере как личностном образовании, стиле
жизни.
Единство и целостность образования предполагает, что обучение не
замыкается на отдельных знаниях, умениях и навыках, а выходит на формирование личности и становится средством воспитания, видом активной социокультурной самодеятельности ребенка, что возможно при функционировании образовательного учреждения как открытого образовательновоспитательного и досугового центра, доступного для детей всех возрастных
категорий.
Системной организации управления образовательным процессом.
Дополнительное образование, в отличие от базового, вооружает не суммой
знаний учебных предметов, а целостной культурой жизненного (личностного, профессионального) самоопределения, как способа целостного освоения
мира, что возможно при условии интеграции, объединяющей все воспитательных сил центра и социума в единый социально-педагогический процесс.
Доверия и поддержки – вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений. Прежде всего, это отказ от авторитарных отношений и переход к отношениям добровольного содействия, творческого соучастия в едином процессе поисковоразработческой, деятельностной, живой коммуникации, где
11

обучающиеся вместе со взрослыми, становятся проектировщиками и реализаторами своих же замыслов.
Творчества. Творчество является одновременно и целью, и средством,
и ценностью, и критерием эффективности педагогического процесса. Прежде
всего, дополнительное образование способствует творческой самореализации ребенка в различных видах деятельности, формирует потребность в саморазвитии, стимулирует постоянный творческий рост.
Сохранение здоровья обучающихся. Представляется вполне справедливым предположение о том, что на здоровье детей оказывает влияние не
только избранная образовательным учреждением стратегия образования, но и
реализуемые образовательные технологии. В содержательно-концептуальном
плане речь идет об актуальном направлении повышении эффективности системы воспитательной работы в том или ином конкретном отделе – научно
обоснованном утверждении в воспитательно-образовательной среде центра
здорового образа жизни.
Результат развития детей мы представляем в виде общей модели
участника тематической смены МАУ ДОД ДООЦ «Рассвет» с определенными качествами в идеальном варианте. Модель позволяет определить и содержание оздоровительной-образовательной деятельности. Участник тематической смены МАУ ДОД ДООЦ «Рассвет» – развивающаяся культурная личность, усвоившая определённые знания, умения, навыки на индивидуальном
уровне, готовая к интеграции в постоянно меняющемся обществе, к полноценной жизни в семье, своем районе, городе, стране.
Компетенции, которыми должен овладеть Участник тематической смены МАУ ДОД ДООЦ «Рассвет»:
 социальная – способность брать на себя ответственность в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем,
активно участвовать в функционировании и развитии коллектива;
 поликультурная – понимание различий между расами, этносами и
культурами, уважение и способность жить с людьми других религий, языков,
культур;
 интеллектуальная – овладение устным и письменным общением на
достаточном уровне, устанавливать связь событий;
 информационная – получение представлений о новых технологиях,
областях их применения, способность критически относиться к полученной
информации;
 развивающая – способность и желание непрерывного развития в
профессиональном, личностном, общественном плане;
 адаптивная – умение использовать новые технологии, проявляя гибкость в ситуации быстрых изменений;
 деловая – владение специфическим набором знаний, умений, навыков, способность применять их на практике;
12

 творческая – своеобразное видение мира, способность определения
многофункциональности предметов и возможность их модификации.
Следовательно, миссией Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей детского оздоровительно-образовательного центра «Рассвет» является воспитание социальнокомпетентной личности и гуманистическое сотрудничество с целью раскрытия и успешной реализации личностного потенциала участников образовательного взаимодействия.
IV. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Развитие системы дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций воспитания и образования для обеспечения занятости детей во время тематической смены в педагогически организованном
культурно-образовательном пространстве МАУ ДОД ДООЦ «Рассвет».
Задачи Программы:
 повышение эффективности, доступности и востребованности образовательных услуг в системе дополнительного образования детей МАУ ДО
ДООЦ «Рассвет»;
 обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда
детей;
 повышение качества образовательных услуг дополнительного образования детей в МАУ ДО ДООЦ «Рассвет» путем внедрения инновационных
форм, методов и технологий организации оздоровительно-образовательной
деятельности;
 развитие педагогического потенциала, повышение профессиональной
мотивации МАУ ДО ДООЦ «Рассвет»;
 обеспечение межведомственного сотрудничества в развитии системы
дополнительного образования детей МАУ ДО ДООЦ «Рассвет»;
 укрепление материально-технической базы МАУ ДО ДООЦ «Рассвет».
Разработка принятие и внедрение образовательной программы МАУ ДО
ДООЦ «Рассвет 2018 год направлены на решение выше означенных задач.

V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация образовательной программы МАУ ДОД ДООЦ «Рассвет»
будет осуществляться посредством конкретных мер по основным направлениям модернизации системы дополнительного образования:
 обеспечение доступности дополнительных образовательных услуг;
 создание условий для повышения качества дополнительного образования детей;
13

 создание условий для повышения качества профессиональной подготовки педагогических работников;
 формирование воспитательной системы в центре.
5. 1. Обеспечение доступности дополнительного образования в центре
№

Наименование мероприятий

1

Сохранение разнообразия образовательных программ дополнительного образования детей в
центре
Расширение и развитие спектра дополнительного образования в центре
Обеспечение
социальнопедагогической и психологопедагогической поддержки детей в условиях летнего детского
оздоровительнообразовательного центра
Разработка концепции воспитательной системы и программы
по ее построению

2

3

4

Сроки
исполнения
Весь период

Весь период

Весь период

Весь период

Исполнители
Администрация
МАУ ДО ДООЦ
«Рассвет»
Администрация
МАУ ДО ДООЦ
«Рассвет»
Педагогические
работники (воспитатели, вожатые, руководители досуговых
клубов),
Администрация
МАУ ДО ДООЦ
«Рассвет»

5. 2. Создание условий для повышения качества оздоровительнообразовательных услуг в центре
№
п/п
2.

Наименование мероприятий

Сроки
исполнения

Исполнители

Разработка программ дополнительного образования

Весь период

Педагоги
учреждения

14

3.

4.

Разработка и реализация про- Весь период
грамм, отвечающих запросам
различных категорий детей и их
родителей:
 расширение спектра программ
практической направленности и
обеспечивающих успех в деловой жизни для наиболее полного
удовлетворения интересов и потребностей обучающихся;
 разработка и реализация программ дополнительного образования, привлекательных для
обучающихся среднего и старшего возраста
Участие в конкурсах программ Весь период
дополнительного
образования
детей
Участие в конкурсах методиче- Весь период
ских разработок, фестивалях и
творческих программах регионального уровня

5

Организация и проведение конкурсов программ и проектов в
рамках тематических смен

июнь –
сентябрь
2016 года

6

Проведение родительских дней с
обобщением опыта работы в
рамках тематической смены

летние
смены

Администрация
МАУ ДО ДООЦ
«Рассвет», педагоги

Педагоги
учреждения
Педагоги
дополнительного
образования,
вожатые,
воспитатели
Администрация МАУ
ДО ДООЦ «Рассвет»
Администрация МАУ
ДО ДООЦ «Рассвет»

5.3. Создание условий для повышения профессиональной
подготовки педагогов дополнительного образования в центре
№

Наименование мероприятия

Сроки
исполнения
Весь период

1 Информационное обеспечение
(библиотечный фонд, интернет)

15

Исполнители
Администрация
МАУ ДО ДООЦ
«Рассвет»

2 Пополнение банка данных:
 методических разработок;
 методических рекомендаций;
программ;
 сценариев.
3 Организация обучения по программе Школы подготовки вожатых «Радуга»

Весь период

Администрация
МАУ ДО ДООЦ
«Рассвет»

март – май
2017 г

4 Проведение педагогических семинаров

Весь период

5 Работа творческих групп по обобщению опыта работы педагогов

Весь период

ГБУ МЦ РБ, БГУ
Администрация
МАУ ДО ДООЦ
«Рассвет»
Администрация
МАУ ДО ДООЦ
«Рассвет»
Администрация
МАУ ДО ДООЦ
«Рассвет»
Администрация
МАУ ДО ДООЦ
«Рассвет»
Администрация
МАУ ДО ДООЦ
«Рассвет»

6 Проведение мастер-классов,
крытых занятий педагогов

от-

7 Участие в семинарах, слетах и выставках для педагогов дополнительного образования и педагогов,
работающих в ДООЦ
8 Участие в конкурсе профессионального мастерства «Вожатый года»
9 Публикация материалов из опыта
работы педагогов центра
10 Участие во Всероссийских и региональных семинарах

В рамках
смены
2017

Август
2017
Весь период

Весь период

Администрация
МАУ ДО ДООЦ
«Рассвет»
Администрация
МАУ ДО ДООЦ
«Рассвет»
Администрация
МАУ ДО ДООЦ
«Рассвет»

5.4. Формирование воспитательной системы в
МАУ ДО ДООЦ «Рассвет»
Воспитательная система – это результат созидательной и интегрирующей совместной деятельности участников воспитательного процесса. Образовательный и воспитательный процесс в центре проектируется так, чтобы
эти два процесса во всех своих аспектах соответствовали потребностям ребенка. Для этого образовательный процесс должен иметь открытую, многоуровневую структуру взаимодействий: от социокультурной адаптации личности через предметно-функциональное обучение к дополнительному обра16

зованию. Системообразующая деятельность ГБОУ ДОД ДООЦ «Маяк»
определяется его видовыми особенностями, так как ключевым словом при
определении вида учреждения есть образование, это деятельность и стала
системообразующей.
Мы видим образовательную и воспитательную задачи в постепенном
превращении деятельности детей, которую они организуют совместно со
взрослыми в созидательную самодеятельность. Системообразующая деятельность в ДООЦ «Рассвет» организуется одновременно на трех уровнях:
 первичный коллектив – отряд;
 воспитательное пространство смены;
 воспитательное пространство центра, на базе которого функционирует отряд.
Стержнем творческой деятельности выступает методика коллективной
творческой деятельности (И.П. Иванов), реализуемая, в первую очередь, в
форме традиционных массовых мероприятий. Социальное развитие и становление личности участников смен в центре «Рассвет» происходит также
посредством тематики смены.
Включаясь в работу различных КТД и всевозможных занятий по интересам, дети оказываются в пространстве разновозрастного общения, могут
проявлять свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение
работать в коллективе, учитывать интересы других, получают опыт общей
заботы о результатах деятельности коллектива, имеют возможность получать
квалифицированную помощь по различным аспектам социальной жизни. Это
влияет на социальную адаптацию детей к изменяющимся условиям их жизненного пространства, а значит, на их успешность и благополучие в жизни.
В учреждении созданы необходимые условия для социального становления и сознательного выбора обучающимися своего жизненного пути, их
подготовки к ответственному участию в обществе. С этой целью создана система работы по активизации социальной позиции участников смен через организацию бесед, дискуссий, «круглых» столов, «мозговых штурмов», форумов идей по проблемам детского общественного движения, разработку и реализацию социальных проектов. У приехавших в центр есть возможность
принять участие в благотворительных акциях и в работе органов самоуправления, встретиться с интересными людьми (творческими работниками, молодежными лидерами).
Воспитательные задачи в МАУ ДОД ДООЦ «Рассвет» решаются также
через организацию интересной досуговой деятельности для детей. Учреждение представляет собой некое специализированное место, ориентированное
на отдых и восстановление сил средствами досуга. Центр расположен в живописной местности Заиграевского района Бурятии.

17

Свобода, разнообразие, выбор, интерес, забота – основные ключевые
понятия в организации досугового пространства в «Рассвете». Отдых, как
одна из форм досуговой деятельности, снимает усталость и напряжение, восстанавливает физические и духовные силы ребенка. В условиях ДООЦ «Рассвет» под досуговой деятельностью понимается педагогически целесообразная организация досуга для детей и юношества. Классификация форм досуга
определяется их содержанием, возможностями и особенностями каждого из
лагерей центра. Чаще всего используются комплексные формы, имеющие
разнообразное содержание.
В досуговой деятельности особое внимание уделяется эмоциональнообразному восприятию ребенком действительности и формированию у него
эмоционального опыта. При организации этой деятельности для участников
программ центра используются реальные или специально сконструированные ситуации, в процессе проживания (переживания, сопереживания) в которых дети проявляют свои лучшие качества, получают опыт социального
общения, самоутверждения, самоопределения, самоуправления.
Большое внимание в центре уделяется воспитанию здорового образа
жизни. Дети получают рекомендации по улучшению состояния своего здоровья. В «Рассвете» проводятся различные профилактические оздоровительные мероприятия, в том числе: ежедневные прогулки на свежем воздухе, дыхательная гимнастика, физзарядка, солнечные ванны, витаминотерапия. В
центре серьезное внимание уделяется вопросам физической культуры и
спорта, в том числе: работают спортивные секции, спортивно-игровые площадки, проводятся товарищеские встречи, спартакиады, показательные мероприятия, а также спортивные праздники, шоу, эстафеты, спортивные часы.
МАУ ДОД ДООЦ «Рассвет» имеет материально-техническую базу,
обеспечивающую эффективное выполнение дополнительных общеразвивающих программ, обусловленных интересами участников тематических смен,
тенденциями профессионального становления и роста педагогов. В лагере
имеются футбольное поле, волейбольная площадка, отрядные комнаты, помещения для кружков, студий, мастерских, зал для дискотек, библиотека.
VI. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМАТИЧЕСКИХ СМЕН, РЕАЛИЗУЕМЫХ В
МАУ ДОД ДООЦ «РАССВЕТ» В 2018 ГОДУ
В 2018 году МАУ ДОД ДООЦ «Рассвет» проводит 3 смены по следующим тематическим направлениям:
1) «Мундиаль», посвященная Году гражданского единства;
2) «Школа КВН РБ», посвященная 95-летию РБ.
3) Творим добро, для детей состоящих на учете КДН и ПДН.
Предполагается проведение трех смен:
1 смена 15 июня – 05 июля
2 смена 08 июля – 28 июля
18

3 смена 31 июля – 20 августа
Мундиаль . Данная смена ориентирована на спортивное, патриотическое, культурно-массовое воспитание и развитие детей средствами различных видов изобразительного, декоративно-прикладного творчества и дизайна, развитие творческих особенностей обучающихся, воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных навыков.
Школа КВН РБ. Ориентирована на подготовку и проведение юбилейных мероприятий, посвященных 95-летию Республики Бурятия. С целью ретроспективного анализа истории становления Республики и развития на этой
основе традиций будут проводиться различные мероприятия и акции в форме КВН, посвященной теме родного края, так как в истории Республика Бурятия вышла в высшую лигу КВН. Они будут
способствовать формированию гармоничной, творческой личности, умеющей жить в согласии с
окружающим миром и природой. Безусловно, в ходе проведения смены будет предоставлена детям возможность освоения опыта взаимоотношений в
живой и неживой природе, в социуме.
Традиционной становится в лагере смена для детей, состоящих на учете в КДН и ПДН «Творим добро». Актуальным является вопрос пропаганды здорового образа жизни и правильной социальной и жизненной позиции,
которое является весьма нужным детям, которые совершили правонарушения. Особое внимание в этой смене уделяется развитию личности средствами различной деятельности: игровой, творческой, сценической, а также развитию социальной активности, включению подростков и детей в социальнозначимую деятельность. Будет вестись активная работа с психологом, дети
будут получать всю необходимую психологическую и моральную поддержку по становлению на истинный путь правильной жизни.

19

VII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
Реализация образовательной программы МАУ ДОД ДООЦ «Рассвет»
предполагает следующие результаты:
1. Расширение возможностей для творческого развития личности ребенка. Личностный рост обучающихся и педагогов, закрепленный в их творческих достижениях.
2. Востребованность
реализуемых
программ
оздоровительнообразовательных программ в центре и удовлетворенность их спектром.
3. Новое качество образовательного процесса:
 увеличится доля участников тематических смен, обучающихся в центре «Рассвет» в соответствии с современными требованиями;
 увеличится доля педагогов в центре «Рассвет», работающих в соответствии с современными требованиями;
 наличие новой системы оценки качества предоставления услуг в центре «Рассвет» на основе компетентностного подхода;
 увеличится доля педагогов, использующих новые образовательные
технологии.
5. Повышение эффективности системы управления в МАУ ДОД ДООЦ
«Рассвет».
6. Улучшение качественного состава кадров МАУ ДОД ДООЦ «Рассвет».
7. Увеличится количество социальных партнеров, участвующих в образовательном процессе МАУ ДОД ДООЦ «Рассвет».
8. Формирование привлекательного имиджа МАУ ДОД ДООЦ «Рассвет».
9. Положительная динамика роста вовлеченных детей и подростков в
творческую деятельность, формирование здорового образа жизни.
10. Улучшение условий труда и жизнедеятельности участников образовательного процесса МАУ ДОД ДООЦ «Рассвет».
11. Укрепление материально-технической базы учреждения.
12. Удовлетворенность участников тематических смен МАУ ДОД ДООЦ «Рассвет» уровнем представленных услуг в рамках смены.

20

VIII. ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Анисимов О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути
формирования. - М., 1991.
3. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего
развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике
развития/ Внешкольник, №9, 1997. – с.6 – 8.
4. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Мартишина Н.В. Современные воспитательные системы. - Классный руководитель. 1998, 3, С.19-33
5. Баль Л.В., Барканова С.В. Формирование здорового образа жизни
российских подростков. Учебно-методическое пособие. - М., 2002.
6. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их
творческого развития. Автореф. дисс. ...канд. пед. наук. – М., 1998.
7. Бруднов А.К. Неформальное и непрерывное: о развитии дополнительного образования детей // Директор школы. – 1995. - №2.
8. Виноградова Н.Л. Социальное взаимодействие как объект философского анализа. Автореф. дис... кан. фил. наук - Волгоград, 1999
9. Вопросы воспитания: системный подход/ Под общ ред.
Л.Н.Новиковой.- М.,1981.
10. Воспитательная система школы: Проблемы и поиски /Сост.
Н.Л.Селиванова. - М., 1989.
11. Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы/Ред.-сост. А.Н. Тубельский и А.О. Зверев. – М.,
2002.
12. Дополнительное образование детей / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.:
Владос, 2000.- 256с.
13. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. – М., 2002.
14. Иванов А.В. Детско-взрслое сообщество культурной среды общеобразовательной школы: Монография. – М.: АПКиППРО, 2005. – 252с.
15. Интеграция общего и дополнительного образования: Практическое
пособие / Под ред. Е.Б. Евладовой, А.В. Золотаревой, С.Л. Паладьева. – М.:
АРКТИ, 2006. – 296с.
16. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические
идеи и опыт формирования. - М., 1992.
17. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: Теория и
практика школьных воспитательных систем / В. А. Караковский, Л.И. Новикова, Н. Л. Селиванова. - М.: Новая шк., 1996. - 155 с.
18. Конвенция о правах ребенка // Советская педагогика. - 1991.- 10.
21

19. Концепция модернизации российского образования на период до
2010 года: «Вестник образования» № 3, 2002.
20. Концепция модернизации дополнительного образования детей в
Российской Федерации до 2010 года: Внешкольник. 2004г. №12. С.4 – 7.
21. Костюкевич В.Ф. Управление образованием в Мурманской области
на грани веков: опыт, проблемы, тенденции. В сб.: Управление образованием: опыт, проблемы, тенденции: Сборник материалов межрегиональной
научнопрактической конференции, посвященной 10-летию ФПКиППРО
МГПИ:В 3 т.- Мурманск: МГПИ, 2002.
22. Крылова Н.Б. Культурология образования. – М.: Народное образование, 2000. – 272с.
23. Карлина З.А. Выпускник школы: кто он? какой он? - Классный руководитель, 1997, 1, с. 3-10
24. Концепция воспитания учащейся молодежи /А.А. Бодалев, Л.И. Новикова и др.// Педагогика.- 1992.- 3.
25. Корчак Я. Воспитание личности. - М.:Просвещение,1992.- 286 с. 187.
26. Корчак Я. Как любить ребенка. - М.: Политиздат, 1990.- 493 с.
27. Лазарев В.С., Поташник М.И. Как разработать программу развития
школы. М., 1999.
28. Михеев В.А. Политика социального партнерства: Учебнометодическое пособие. - М., 1999.
29. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. – М., 2001.
30. Народная традиционная культура и современность: Материалы
научнопрактической конференции. – Вологда: Областной научнометодический цент культуры и повышения квалификации, 2004 – 174с.
31. Неменский Б.М Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. – М., 1998.
32. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей.
Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей. – М., Владос, 2000. – 544с.
33. Педагогика открытости и диалога культур / Под ред. М.Н. Певзнера,
О.В. Букетова, О.М. Зайченко - М, 2000.
34. Программа развития ДЮЦ 14/ Под ред. С.Ф.Тазиева - Набережные
Челны, 2003.
35. Проектирование инновационной деятельности в системе дополнительного образования Прикамья: сб. материалов региональной научнопрактической конференции./ Под ред. С.Ф.Тазиева. - Елабуга, 2004.
36. Соловейчик С.Л. Воспитание школы. – М., 2002.
37. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей; Учеб пособие для студ. пед. вузов/ Б.В. Куприянов, Е.А.Салина,
22

Н.Г. Крылова, О.В. Миновская; Под ред. А.В. Мудрика. – М.: Издательский
центр «Академия», 2004. – 240с.
38. Сластенин В.А. Педагогика. - М., 1997
39. Степанов Е.Н. Моделирование воспитательной системы школы.-Там
же, с. 10-18
40. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и
проблемы / Под ред. проф. И.А. Зимней. Изд.2 – М.: Агенство «издательский
сервис», 2004. – 480с.
41. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - М.: Просвещение, 1981.-192 с.Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А.Караковского и др. -М., 1999.
42. Тазиев С.Ф. Технологии организации учебно-методической и научной работы педагогов в учреждении дополнительного образования. - Елабуга, 2003.
43. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М.,1998.
44. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. - М.,
1994

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».