Программа воспитательной работы, календарный план по сменам ДООЦ Рассвет

Утверждаю:
Директор МАУ ДО
«ДООЦ «Рассвет» г. Улан-Удэ»
_______________С.А. Будацыренова
«02» июня 2025 г.

ПРОГРАММА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
для организации отдыха детей и их
оздоровления
Муниципального автономного учреждения
дополнительного образования
«Детский оздоровительно-образовательный
центр «Рассвет» г. Улан-Удэ»
(МАУ ДО «ДООЦ «Рассвет» г. Улан-Удэ»)

г. Улан-Удэ

I. Общие положения
Программа воспитательной работы для организации отдыха детей и их
оздоровления Муниципального автономного учреждения дополнительного
образования «Детский оздоровительно-образовательный центр «Рассвет» г.
Улан-Удэ» ( МАУ ДО «ДООЦ «Рассвет» г. Улан-Удэ») составлена на основе
Программы воспитательной работы для организаций отдыха детей и их
оздоровления в Республике Бурятия, утвержденная приказом МОиН РБ за
№637, от 29.04.2025 г.
Программа воспитательной работы для организаций отдыха детей и их
оздоровления (далее – Программа воспитания, Программа) составлена в
соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Конституцией Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе
общероссийского голосования 01.07.2020).
- Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей
ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990).
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
- Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся».
- Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 № 996-р).
- Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
- Планом основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия
детства, на период до 2027 года (утвержден распоряжением Правительства
Российской Федерации от 23.01.2021 № 122-р).
- Государственной программой Российской Федерации «Развитие
образования» (утверждена Постановлением Правительства Российской
Федерации от 26. 12.2017 № 1642).
-Федеральная программа воспитательной работы организации отдыха
детей и их оздоровления, утвержденная приказом Министерством
просвещения РФ №209 от 17.03.2025 г.
Программа направлена на сохранение и укрепление традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, к которым относятся жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные
идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России.

Программа разработана с учетом возрастных и психологических
особенностей участников, направлена на формирование у них патриотизма,
социальной ответственности и уважения к многообразию культур народов
России, а также развитие личностных качеств, способствующих успешной
социализации, формированию экологического сознания и эстетического
вкуса, развитию способностей к самовыражению в различных видах
творчества и уважительного отношения к труду, укреплению ценности семьи,
дружбы, труда и знаний, поддержанию физического и психологического
здоровья.
Методологической основой разработки и реализации Программы
воспитательной работы являются два основных подхода: системнодеятельностный и аксиологический.
Принципы реализации Программы:
принцип единого целевого начала воспитательной деятельности;
принцип системности,
непрерывности и
преемственности
воспитательной деятельности;
принцип единства концептуальных подходов, методов и форм
воспитательной деятельности;
принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников и их групп;
принцип приоритета конструктивных интересов и потребностей детей
принцип реальности и измеримости итогов воспитательной
деятельности.
Программа включает четыре раздела: общие положения, целевой;
содержательный; организационный.
Приложение: примерный календарный план воспитательной работы.
II. Целевой раздел Программы
Современный российский общенациональный воспитательный идеал –
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и
культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В
соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской
Федерации в сфере образования цель воспитания: создание условий для
личностного развития, самоопределения и социализации обучающихся на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде. (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, ст. 2, п. 2).

Задачами Программы определены с учетом интеллектуальнокогнитивной,
эмоционально-оценочной,
деятельностно-практической
составляющих развития личности:
- усвоение знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,
которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим
нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
- приобретение социально значимых знаний, формирование отношения
к традиционным базовым российским ценностям.
При реализации цели Программы учитываются возрастные группы
детей:
7 — 10 лет — дети младшего школьного возраста;
15 — 14 лет — дети среднего школьного возраста;
15 — 17 лет — дети старшего школьного возраста.
В воспитании детей младшего школьного возраста целевым
приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения
участниками социально значимых знаний — базовых норм поведения и
культурно-исторических традиций общества. Воспитание в этом возрасте
направлено на формирование у детей представлений о гражданских,
нравственных и эстетических ценностях, развивает чувство принадлежности к
семье, коллективу и Родине.
В воспитании детей среднего школьного возраста целевым приоритетом
является создание условий для развития социально значимых и ценностных
отношений. Воспитательная работа в этом возрасте направлена на
формирование самостоятельности в принятии решений, осознанного
отношения к гражданским обязанностям, уважения к традициям и культурным
ценностям, развивает способность к социальной активности и навыки
взаимодействия с окружающими.
Воспитание детей старшего школьного возраста ориентировано на
создание условий для приобретения опыта в осуществлении социально
значимых действий и инициатив. Целевым приоритетом является развитие
гражданской зрелости, осознанного выбора жизненных и профессиональных
направлений, формирование ответственности за свои поступки и готовности к
активному участию в общественной жизни, а также уважение к правам и
обязанностям гражданина.
III. Содержательный раздел
Основные направления воспитательной работы включают в себя:
гражданское воспитание: формирование российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации,
к многонациональному народу России как источнику власти в российском
государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, знание
и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;

патриотическое воспитание: воспитание любви к своему народу и
уважения к другим народам России, формирование общероссийской
культурной идентичности;
духовно-нравственное воспитание: воспитание детей на основе
духовно- нравственной культуры народов России, традиционных религий
народов России, формирование традиционных российских семейных
ценностей;
эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на
основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к
лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентации на развитие
самостоятельности, трудовую
деятельность,
получение
профессии,
личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде
в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде,
профессиональной деятельности;
физическое воспитание: формирование культуры здорового образа
жизни и эмоционального благополучия: компонент здоровьесберегающей
работы, создание благоприятного психологического климата, обеспечение
рациональной и безопасной организации оздоровительного процесса,
эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального
питания, создание безопасной среды, освоение детьми норм безопасного
поведения в природной, социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
экологическое воспитание: формирование экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на
основе российских традиционных духовных ценностей;
познавательное направление воспитания: стремление к познанию
себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию с учетом
личностных интересов и общественных потребностей.
Содержание блока «Мир» реализуется в следующих формах:

исторические игры, информационные часы «Жизнь замечательных
людей», на которых детям демонстрируются образцы нравственного
поведения через знакомство с историческими деятелями пауки и культуры
разных стран и эпох, с героями-защитниками Отечества;

игровые форматы, направленные на знакомство с мировым и
общероссийским культурным наследием;

тематические мероприятия, направленные на формирование культуры
мира, позволяющие детям осознать важность уважения к разнообразию
культур и народов, развить навыки гармоничного взаимодействия и
сотрудничества;

события и мероприятия, отражающие ценности созидания и науки:
стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям,
образованию,
создание
единого
интеллектуального
пространства,
позволяющего популяризировать формы детского интеллектуального досуга:
проведение интеллектуальных и познавательных игр; организация

конструкторской, исследовательской и проектной деятельности; просмотр
научно-популярных фильмов; встречи с людьми, добившимися успехов в
различных сферах деятельности, дискуссионные клубы, дебаты, диспуты;

мероприятия и дела, направленные на изучение России, русского языка
и языков народов России, родного края, населенного пункта как культурного
пространства, фольклорные праздники в контексте мировой культуры и
нематериального наследия;
В общем блоке реализации содержания «Россия» предлагаются пять
комплексов мероприятий:
Первый комплекс мероприятий связан с народом России, его
тысячелетней историей, общероссийской культурной принадлежностью и
идентичностью, историческим единством народа России, общностью его
исторической судьбы, памятью предков, передавших любовь и уважение к
Отечеству, веру в добро и справедливость.
Предполагаемые формы мероприятий:

торжественная церемония подъема (спуска) Государственного флага
Российской Федерации в день открытия (закрытия) смены и в дни
государственных праздников Российской Федерации, а также ежедневные
церемонии подъема (спуска) Государственного флага Российской Федерации;

тематические дни;

использование в работе материалов о цивилизационном наследии
России, включающих знания о родной природе, достижения культуры и
искусства, изобретения и реализованные масштабные проекты.
Второй комплекс мероприятий связан с суверенитетом и
безопасностью, защитой российского общества, народа России, памяти
защитников Отечества и подвигов героев Отечества, сохранением
исторической правды.
Предполагаемые форматы мероприятий:

проведение тематических занятий о героизме и мужестве,
раскрывающих важность сохранения памяти о подвигах наших предков,
защитивших родную землю и спасших мир от фашистской агрессии, о
геноциде советского народа, о военных преступлениях нацистов, которые не
имеют срока давности;

проведение встреч с героями России, организация клубов юных
историков, деятельность которых направлена на просвещение, сохранение и
защиту исторической правды;

вовлечение детей старших отрядов в просветительский проект «Без
срока давности», который нацелен на патриотическое воспитание детей и
подростков, направлен на формирование их приверженности традиционным
российским духовно-нравственным ценностям — любви к Родине, добру,
милосердию, состраданию, взаимопомощи, чувству долга;

посещение мемориальных комплексов и памятных мест, посвященных
увековечиванию памяти мирных жителей, погибших от рук нацистов и их
пособников в годы Великой Отечественной войны.

Третий комплекс мероприятий направлен на служение российскому
обществу и исторически сложившемуся государственному единству и
приверженности Российскому государству и раскрывает многообразие
национальностей России, российского общества: национальные общины,
религии, культуры, языки.
Реализация данных мероприятий возможна как самостоятельно, так и
во взаимодействии с Общероссийским общественно-государственным
движением детей и молодежи (далее — Движение Первых).
С целью формирования у детей и подростков гражданского
самосознания могут проводиться информационные часы и акции.
Четвертый комплекс мероприятий связан с русским языком —
государственным языком Российской Федерации.
Предполагаемые формы мероприятий:

организация выставок книг, посвященных русскому языку, русской
литературе и русской культуре;

культурно-просветительские
мероприятия,
направленные
на
знакомство с историей и богатством русского языка, его ролью в культуре и
искусстве: лекции, беседы, литературные вечера, посвященные выдающимся
писателям, поэтам и языковым традициям России.

проекты, включающие игры и акции, связанные с орфографией и
пунктуацией, направленные на развитие языковой грамотности через
увлекательные форматы, а также конкурсы, посвященные русскому языку,
которые помогают детям и подросткам раскрыть творческий потенциал, в том
числе сочинений, стихов или эссе на темы, связанные с языковыми
ценностями, вдохновляющие на самовыражение, показывают красоту
русского слова, отрядные события по мотивам русских народных сказок;
литературные конкурсы, конкурсы чтецов; реконструкция русских народных
праздников; проекты по собранию русских пословиц и поговорок; крылатых
выражений о родстве, дружбе, верности и других нравственных ориентирах.
Пятый комплекс мероприятий связан с родной природой (малой
Родины, своего края, России), с ответственностью за сохранение природы
перед будущими поколениями и бережным отношением в использовании
природных ресурсов.
Предполагаемые формы мероприятий:

экологические игры, актуализирующие имеющийся опыт и знания
детей;

экскурсии по территории, знакомящие детей с природными
объектами,

позволяющие изучать природные объекты в естественной среде,
обеспечивающие взаимосвязь и взаимозависимость в целостной экосистеме;

беседы об особенностях родного края;

акции, демонстрирующие преимущества раздельного сбора твердых
коммунальных отходов, повторного использования, бережного отношения к

ресурсам: воде, электричеству, которые учат детей минимизировать или
ликвидировать вред, наносимый природе;

свод экологических правил в отряде и в целом в организации отдыха
детей и их оздоровления;

ведение дневника погоды (для детей младшего школьного возраста),
обучение приемам определения температуры воздуха, облачности, типов
облаков, направления ветра (при наличии метеорологической станции в
организации отдыха детей и их оздоровления);

конкурс рисунков, плакатов, инсценировок на экологическую тематику;
встречи и беседы с экспертами в области экологии, охраны окружающей
среды, учеными, эко-волонтерами.
Общий блок реализации содержания «Человек» отражает комплекс
мероприятий, направленных на воспитание культуры здорового образа жизни,
личной и общественной безопасности.
Реализация
воспитательного
потенциала
данного
блока
предусматривает: проведение физкультурно-оздоровительных, спортивных
мероприятий:

зарядка, спортивные игры и соревнования;

беседы, направленные на профилактику вредных привычек и
привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом;

создание условий для физической и психологической безопасности
ребенка в условиях организации отдыха детей и их оздоровления,
профилактика травли в детской и подростковой среде, психологопедагогическое сопровождение воспитательного процесса в организации;

проведение целенаправленной работы всего педагогического
коллектива по созданию эффективной профилактической среды и обеспечение
безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной
деятельности;

проведение инструктажей и игр, знакомящих с правилами безопасного
поведения на дорогах и в транспорте, правилами пожарной безопасности,
правилами безопасности при занятиях спортом, правилами поведения на
водоемах, правилами поведения в общественных местах, правилами
поведения при массовом скоплении людей;

проведение тренировочной эвакуации при пожаре или обнаружении
взрывчатых веществ;

разработка
и
реализация
разных форм
профилактических
воспитательных
мероприятии:
антиалкогольные,
против
курения,
безопасность в цифровой среде, против вовлечения в деструктивные группы в
социальных сетях, в деструктивные молодежные, религиозные объединения,
субкультуры,
информирующие о безопасности дорожного движения,
противопожарной
безопасность,
гражданской
обороны,
антитеррористической, антиэкстремистской безопасности;


организация превентивной работы со сценариями социально
одобряемого поведения, развитие у детей навыков рефлексии, самоконтроля,
устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению;

поддержка инициатив детей, вожатых и педагогических работников в
сфере укрепления безопасности жизнедеятельности, профилактики
правонарушений, девиаций, организация деятельности, альтернативной
девиантному поведению — познание (путешествия), испытание себя (походы,
спорт), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе
профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная, искусство);

мероприятия, игры, проекты, направленные на формирование у детей и
подростков социально-ценностного отношения к семье как первоосновы
принадлежности к многонациональному народу России, Отечеству;

игры, проекты, мероприятия, направленные на формирование
бережного отношения к жизни человека, личностной системы семейных
ценностей, воспитанных в духовных и культурных традициях российского
народа;

подготовка детей и подростков к осознанному выбору жизненного пути
с ориентацией на создание крепкой и счастливой семьи с использованием
проектной деятельности, различных игр, акций и мероприятий.
Инвариантные общие содержательные модули включают:
Модуль «Спортивно-оздоровительная работа».
Спортивно-оздоровительная работа в организации отдыха детей и
их оздоровления включает в себя организацию оптимального двигательного
режима с учетом возраста детей и состояния их здоровья.
Физическое воспитание реализуется посредством:

физкультурно-оздоровительных занятий, которые проводятся с детьми
по графику, максимально на открытых площадках;

дополнительных
общеразвивающих
программ
физкультурноспортивной направленности, обеспечивающих систематические занятия
спортом в условиях физкультурно-спортивных объединений;

различных видов гимнастик, утренней вариативной зарядки
(спортивная, танцевальная, дыхательная, беговая, игровая);

динамических пауз в организации образовательной деятельности и
режимных моментов;

спортивно-массовых мероприятий, предполагающих спартакиады,
спортивные соревнования, праздники, викторины, конкурсы;

организации
работы
по
знакомству с
правилами
здорового питания с использованием материалов официального сайта
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека «здоровое-питание.рф».
Спортивно-оздоровительная работа строится во взаимодействии с
медицинским персоналом с учетом возраста детей и показателей здоровья.
Модуль «Культура России».

Данный модуль реализуется в целях содействия формированию
нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой
личности, соотносится с задачами государственной политики в области
интересов детей, а также в части поддержки и сохранения традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, а также является инструментом
передачи свода моральных, этических и эстетических ценностей,
составляющих ядро национальной российской самобытности, в деятельности
организаций отдыха детей и их оздоровления.
Воспитательная работа предполагает просмотр отечественных
кинофильмов, спектаклей,
концертов
и
литературно-музыкальных
композиций; участие в виртуальных экскурсиях и выставках; проведение
«громких» чтений, чтений по ролям; постановки спектаклей; реализацию
иных форм мероприятий на основе и с привлечением произведений,
созданных отечественными учреждениями культуры, в том числе в рамках
тематического дня.
Организация воспитательной работы в рамках модуля «Культура
России» возможна с использованием различных безвозмездных электронных
ресурсов, созданных в сфере культуры: «Культура.РФ», Национальная
электронная библиотека, Национальная электронная детская библиотека,
Президентская библиотека и других.
Модуль «Психолого-педагогическое сопровождение».
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется при
наличии в штате организации отдыха детей и их оздоровления педагогапсихолога и включает в себя описание работы педагога-психолога
(структурного подразделения оказания психолого-педагогической помощи
организации отдыха детей и их оздоровления), которая базируется на
соблюдении профессиональных принципов сообщества педагоговпсихологов.
Комплексная работа педагога-психолога (структурного подразделения
оказания психолого-педагогической помощи организации отдыха детей и их
оздоровления) включает в себя вариативность направлений психологопедагогического сопровождения детей на протяжении всего периода их
пребывания в организации отдыха детей и их оздоровления: сохранение и
укрепление психического здоровья детей; содействие в раскрытии
творческого потенциала детей и их способностей, выявление и
психологическая поддержка одаренных детей, детей с особыми
образовательными потребностями; психолого-педагогическая поддержка
детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей ветеранов боевых
действий; детей участников (ветеранов) специальной военной операции;
формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде
сверстников; поддержка детских объединений. Формы психологопедагогического
сопровождения:
консультирование,
диагностика,
коррекционно-развивающая работа, профилактика, просвещение.
Модуль «Детское самоуправление».
На уровне организации отдыха детей и их оздоровления:
самоуправление в организации отдыха детей и их оздоровления может

складываться из деятельности временных и постоянных органов. К
временным органам самоуправления относятся: дежурный отряд, творческие
и инициативные группы, советы дела. Постоянно действующие органы
самоуправления включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов,
деятельность клубов, штабов.
На уровне отряда: через деятельность лидеров, выбранных по
инициативе и предложениям членов отряда, представляющих интересы отряда
в общих делах организации отдыха детей и их оздоровления, при
взаимодействии с администрацией организации отдыха детей и их
оздоровления.
Структура самоуправления строится с учетом уклада организации
отдыха детей и их оздоровления, тематической и игровой модели смены, с
определением необходимости создания органов для координации всех сторон
жизни в отряде, в организации отдыха детей и их оздоровления, выбора их
названия (советы, штабы, клубы) и возложения поручений на них.
Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции детей направлена на формирование у детей ориентации на
активную жизненную позицию, инициативность, вовлечение их в совместную
деятельность в воспитательных целях.
Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения
социальной успешности детей строится на принципах:

публичности,
открытости поощрений (информирование
всех
детей о награждении, проведение награждений в присутствии значительного
числа детей);

соответствия символов и процедур награждения укладу организации
отдыха детей и их оздоровления, качеству воспитывающей среды, символике
организации отдыха детей и их оздоровления;

прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях,
соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);

регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в
поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых);

сочетания индивидуального и коллективного поощрения в целях
стимулирования индивидуальной и коллективной активности детей,
преодоления межличностных противоречий между детьми, получившими и не
получившими награды;

дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград
позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Система поощрения в организации отдыха детей и их оздоровления
включает в себя набор педагогических средств, приемов, методов,
обеспечивающих стимулирование индивидуального развития ребенка и
коллективного роста отряда. В программе необходимо предусмотреть, как
отмечать индивидуальные заслуги ребенка и коллективные достижения
отрядов.
Поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции детей происходит на организационном уровне и
предполагает привлечение ребенка к участию в делах отряда и всей

организации отдыха детей и их оздоровления, включение в органы
самоуправления, где ребенку предоставляется право голоса при решении ряда
проблем, как правило, социального характера; на социальном уровне
представляет собой: вручение наград, дипломов за участие и победу в
конкурсных мероприятиях; объявление благодарности ребенку родителю
(родителям) или законному представителю (законным представителям) за
личные достижения; публичные поощрения отрядных и индивидуальных
достижений, в том числе создание портфолио; размещение фотографий на
почетном стенде или в официальных социальных сетях организации отдыха
детей и их оздоровления; ступени роста статуса ребенка; на эмоциональном
уровне как создание ситуации успеха ребенка, которая формирует позитивную
мотивацию и самооценку.
Модуль «Инклюзивное пространство».
Инклюзивное образовательное пространство строится как комфортная
и доступная среда для детей с особыми образовательными потребностями и
должно быть направлено на социализацию детей с ограниченными
возможностями здоровья (далее — OB3), инвалидностью и адаптацию их в
самостоятельной жизни.
При организации инклюзивного пространства создаются особые
условия:

организационное обеспечение (нормативно-правовая база);

материально-техническое обеспечение, включая архитектурную
доступность;

кадровое обеспечение, в том числе комплексное психологопедагогическое сопровождение ребенка с OB3, инвалидностью на протяжении
всего периода его пребывания в организации отдыха детей и их оздоровления;

программно-методическое обеспечение (реализация адаптированных
образовательных программ, программ коррекционной работы).
Специальными
задачами
воспитания
детей
с
особыми
образовательными потребностями являются: налаживание эмоциональноположительного взаимодействия с окружающими
для их успешной
социальной адаптации и интеграции в организации отдыха детей и их
оздоровления; формирование доброжелательного отношения к детям и их
семьям со стороны всех участников воспитательного процесса; построение
воспитательной работы с учетом индивидуальных особенностей и
возможностей каждого ребенка.
При организации воспитания детей с OB3, инвалидностью следует
ориентироваться на:

формирование личности ребенка с особыми образовательными
потребностями с использованием соответствующим возрасту и физическому
и (или) психическому состоянию методов воспитания ;

создание оптимальных условий совместного воспитания детей с
особыми образовательными потребностями и их сверстников с
использованием вспомогательных технических средств коллективного и
индивидуального пользования и педагогических приемов, организацией

совместных форм работы вожатых, воспитателей, педагогов-психологов,
учителей-логопедов, учителей-дефектологов;

личностно-ориентированный подход в организации всех видов
деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Ключевым условием создания инклюзивного пространства является
равноправное включение в общий воспитательный процесс всех участников
смены (детей с OB3, детей с особыми образовательными потребностями, их
нормативно развивающихся сверстников, воспитателей, вожатых, педагоговпсихологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов).
Модуль «Профориентация».
Воспитательная деятельность по профориентации включает в себя
профессиональное просвещение, диагностику и консультирование по
проблемам профориентации, организацию профессиональных проб и
осуществляется через:

профориентационные игры: симуляции, сюжетно-ролевые и деловые
игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять
решение, занять определенную позицию), расширяющие знания детей о типах
профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той
или иной интересной детям профессиональной деятельности;

организация тематических дней и профориентационных смен, в работе
которых принимают участие эксперты из различных сфер производства,
бизнеса, науки, и где дети могут познакомиться с профессиями, получить
представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной
профессии, развить в себе соответствующие навыки, расширить знания о
рынке труда;

участие в работе всероссийских профориентационных проектов:
просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастерклассах.
Модуль «Коллективная социально значимая деятельность»
Воспитательный потенциал данного модуля реализуется в рамках
следующих возможных мероприятий и форм воспитательной работы:

классные встречи с успешными активистами— открытый диалог «путь
к успеху», мотивационная встреча «равный-равному» способствует
формированию активной жизненной позиции и уверенности в себе у
участников смены на примере успеха ровесника;

волонтерские мастер-классы — проведение занятий и встреч для
знакомства детей с принципами, направлениями волонтерства и его историей;

акции по благоустройству территории, посадке деревьев, уборке
природных зон — вклад в сохранение окружающей среды и экологическое
благополучие;

социальные акции — мероприятия по сбору вещей, игрушек, книг для
детских домов и малообеспеченных семей с целью развития у детей чувств
сопричастности и социальной ответственности;

организация мероприятий для младших отрядов — старшие дети
помогают в организации игр, представлений и праздников для младших, что
развивает навыки заботы о других и лидерские качества;


акции по защите животных — сбор корма для приютов, изготовление
кормушек для птиц и так далее, что развивает чувство ответственности и
доброты;

обучение навыкам оказания первой помощи — тренинги по оказанию
первой помощи помогают детям научиться заботиться о других и быть
полезными в экстренных ситуациях;

благоустройство мемориалов и памятных мест, изучение исторического
значения этих объектов с целью укрепления патриотизма и чувства уважения
к культурному наследию;

медиа-волонтерство — ведение блога, создание фото- и видео продуктов
о волонтерских инициативах организации отдыха детей и их оздоровления с
целью развития навыков коммуникации медиа-творчества.
Вариативные содержательные модули.
Модуль «Дополнительное образование».
Дополнительное образование детей в организации отдыха детей и их
оздоровления является одним из основных видов деятельности и
реализовывается через программы профильных (специализированных,
тематических) смен, а также деятельность кружковых объединений, секций,
клубов по интересам, студий, дополняющих программы смен в условиях
организации отдыха детей и их оздоровления.
Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования
в рамках шести направленностей дополнительных общеразвивающих
программ: социально-гуманитарная; художественная; естественнонаучная;
техническая; туристско-краеведческая; физкультурно-спортивная.
Модуль «Цифровая среда воспитания».
Цифровая среда воспитания предполагает ряд следующих мероприятий:
занятия направленные на формирование культуры информационной
безопасности,
информационной
грамотности,
противодействие
распространению идеологии терроризма, профилактики травли в
информационно- телекоммуникационной сети «Интернет»;
- онлайн-мероприятия в официальных гpyппax организации в социальных
сетях;
- освещение
деятельности
организации отдыха детей и их
оздоровления
в официальных группах в социальных сетях и на
официальном сайте организации.
Воспитательный потенциал медиапространства реализуется в рамках
следующих видов и форм воспитательной работы:

детский редакционный совет с участием консультирующих их взрослых,
целью которого является освещение (через детскую газету (стенгазету),
отрядные уголки) наиболее интересных моментов жизни своего отряда или
организации отдыха детей и их оздоровления;

детская группа, принимающая участие в поддержке интернет-сайта
организации и соответствующей группы в социальных сетях с целью
освещения деятельности организации отдыха детей и их оздоровления в

информационном пространстве, привлечения внимания общественности,
информационного продвижения ценностей организации отдыха детей и их
оздоровления и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой
детьми, педагогическими работниками и родителем (родителями) или
законным представителем (законными представителями) могли бы открыто
обсуждаться значимые для жизнедеятельности организации вопросы;

детская медиа-студия, в рамках которой создаются фотографии, ролики,
клипы.
Механизмом реализации информационного обеспечения является
информирование возможных участников воспитательного процесса об
организации отдыха и оздоровления детей через информационнотелекоммуникационную сеть «Интернет» и средства массовой информации.
При планировании и реализации содержания программы
воспитательной работы обеспечивается интеграция смысловой основы и
единых воспитательных линий, включая каждое пространство, в котором
ребенок совместно с коллективом реализует и развивает свои способности.
Уровни реализации содержания включают в себя:
Общелагерный уровень, который определяет установки содержания и
демонстрацию ценностного отношения по каждому из смысловых блоков:
«Мир», «Россия» (включая региональный компонент), «Человек». Каждая
встреча всех участников смены, включая все направления и всех
специалистов, должна представлять собой совместное «проживание»
участниками эмоционального опыта, способствующего принятию ценностей,
определяющих воспитательный компонент.
Межотрядный уровень, который позволяет расширить спектр
коммуникативного пространства для ребенка. События организуются исходя
из возрастных особенностей и предполагают реализацию содержания по
дружинам. Одной из эффективных и универсальных форм работы на данном
уровне является гостевание отрядов («отряд в гостях у отряда»), которое
предполагает взаимную подготовку и знакомство друг друга с особенностями
своего уклада.
Групповой уровень, который соотносится с реализацией содержания в
формате объединений детей из разных отрядов в рамках единого выбранного
самими детьми направления: секции, студии и кружки, органы
самоуправления на общелагерном уровне. Особенность работы заключается в
разновозрастном формате совместной деятельности.
Отрядный уровень, который является ключевым воспитывающим
пространством, создающим уникальную среду совместного проживания и
совместного творчества детей и взрослых.
Реализация
воспитательного
потенциала
отрядной
работы
предусматривает:

планирование и проведение отрядной деятельности;

поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления им
возможности обсуждения и принятия решений, создание благоприятной среды
для общения; доверительное общение и поддержку детей в решении проблем,
конфликтных ситуаций;


организацию интересных и полезных для личностного развития ребенка
совместных мероприятий, позволяющих вовлекать в них детей с разными
потребностями, давать им возможности для самореализации, устанавливать и
укреплять доверительные отношения, стать для них наставником, задающим
образцы поведения; вовлечение каждого ребенка в отрядные дела и
общелагерные мероприятия в разных ролях: сценаристов, постановщиков,
исполнителей, корреспондентов и редакторов, ведущих, декораторов и
других;

формирование и сплочение отряда (временного детского коллектив)
через игры, элементы тренингов на сплочение и командообразование, огонек
знакомства, визитные карточки отрядов;

предъявление единых требований по выполнению режима и
распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине и поведению, санитарногигиенических требований;

принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым они
будут следовать в организации отдыха детей и их оздоровления, а также
символов, названия, девиза, эмблемы, песни, которые подчеркнут
принадлежность к конкретному коллективу;

диагностику
интересов, склонностей,
ценностных ориентаций,
выявление лидеров, референтных групп, непопулярных детей через
наблюдение, игры, анкеты; аналитическую работу с детьми: анализ дня,
анализ ситуации, мероприятия, анализ смены, результатов;

поддержку детских инициатив и детского самоуправления через
деятельность лидеров, выбранных по инициативе и предложениям членов
отряда представляющих интересы отряда в общих делах организации отдыха
детей и их оздоровления, при взаимодействии с администрацией организации
отдыха детей и их оздоровления. При формировании структуры отрядного
самоуправления возможно применение метода чередования творческих
поручений;

проведение сбора отряда: хозяйственный сбор, организационный сбор,
утренний информационный сбор отряда и другие;

проведение огоньков (особое межличностное внутригрупповое
камерное общение, отличающееся откровенностью, доброжелательностью,
эмпатичностью и поддержкой): огонек знакомства, огонек организационного
периода, огонек- анализ дня, огонек прощания, тематический огонек,
коллективное обсуждение отрядом и педагогами прожитого дня, анализ
проведенных акций и складывающихся в отряде взаимоотношений;

организация коллективно-творческих дел (КТД). КТД как особый тип
формы воспитательной работы, как социальная деятельность детской группы
направлена на создание нового продукта (творческого продукта),
улучшающего окружающую действительность (основу данной методики
составляет коллективная творческая деятельность, предполагающая участие
каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от
планирования до анализа).
Система индивидуальной работы с ребенком, а также психолого педагогического сопровождения детей и подростков в условиях организации

отдыха детей и их оздоровления направлена на создание комфортных условий
для развития коммуникативной компетенции у воспитанников.
IV. Организационный раздел

Основной период

Организационный период

Подготовительный
период

Период
смены

МАУ ДО ДООЦ Рассвет г. Улан-Удэ реализует воспитательную работу
с учетом всеобщности и взаимосвязи всех процессов, неотрывного
включения
детей в воспитывающее пространство, интенсивности
коммуникативной нагрузки.
Логика развития содержания программы по этапам:
Задачи

Содержательные этапы

Формы работы

Методическое
1. Организационный
Подготовка
наполнение
этап.
педагогического состава;
программы;
2. Подготовка
подготовка методических
подготовка
педагогического состава к материалов
для
вожатых
реализации программы.
реализации программы.
к
реализации
программы.
Успешная
адаптация каждого
участника смены;
выявление детских
интересов,
потребностей;
мотивация
детей
и
подростков
на
включение
в различные виды
деятельности;
формирование
органов
детского
самоуправления.
Развитие
познавательной
активности у детей
и подростков;
поддержка
мотивации
детей
и
подростков
к самостоятельной
деятельности;
реализация
программы смены
согласно
планусетке.

3. Коммуникативный
этап. Знакомство участников
смены друг с другом,
выявление их интересов и
способностей.

4. Информационнообучающий
этап.
Предполагает
получение
новых знаний,
развитие
интеллектуальных,
физических, и лидерских
способностей.

Игры на знакомство,
выявление
лидеров
и командообразование;
вводная игра;
входная диагностика;
огонёк знакомств;
линейка открытия смены.

Физкультурнооздоровительные
мероприятия;
ключевые
мероприятия
программы;
секции, кружки,
мастер-классы,
курсы
основных
блоков
5. Коммуникативнодеятельностный
этап. программы;
Предполагает
закрепление коллективно-творческая
и реализацию полученных деятельность.
знаний и навыков.

Итоговый период
Аналитический период

Подведение итогов
смены,
отслеживание
её
результативности;
закрепление и
демонстрация
знаний и умений,
приобретённых
детьми
и
подростками
в течение смены;
подготовка детей
и
подростков
к отъезду из лагеря.
Сравнение и анализ
входной
и
выходной
диагностик детей
и подростков;
обработка отзывов в
социальных сетях о
программе;
составление
отчетов
о
реализации
программы;
анализ полученных
результатов.

6. Демонстративноаналитический
этап.
Демонстрация полученных
знаний,
умений
и компетенций участниками
программы.

Выходная диагностика;
линейка закрытия смены;
итоговые
мероприятия
программы;
прощальные
огоньки
в отрядах.

7. Аналитический этап. Анализ диагностирующих
Подведение
итогов материалов;
реализации программы.
анализ
отчетов
педагогического состава
по реализации программы;
составление
итоговых
отчетов.

Организационные ресурсы
Организационный ресурс подразумевает под собой:
изучение нормативно-правовой базы и методической литературы
по выбранной тематике программы;
консультации с потенциальными партнёрами и экспертами программы;
подготовку педагогических кадров для реализации данной программы.
Информационные ресурсы
В рамках освещения программы в средствах массовой информации
необходимо провести следующую работу: работа в социальных сетях:
Вконтакте, Телеграм, сайт; съемка видеосюжетов.
Кадровые ресурсы
Для реализации программы рекомендуется следующий педагогический
состав: директор, старший воспитатель/вожатый, руководитель пресс-центра,
методист, инструктор по физической культуре, вожатый, воспитатель
и вожатский коллектив .
Со стороны лагеря: медицинский персонал, педагоги дополнительного
образования, психологи, обслуживающий персонал лагеря.

Вариант расчета педагогического состава
для реализации программы смены
№
Должность
Количество
1. Директор
1
2. Старший воспитатель/вожатый
2
3. Руководитель пресс-центра
1
4. Методист
1
5. Инструктор
1
6. Организационная группа
2
7. Вожатые
16
8. Воспитатель
8
Данный персонал выполняет следующий функционал:
Директор
Осуществляет руководство сменой, несет ответственность за жизнь
и здоровье детей.
Контролирует реализацию программы детского отдыха в детском
оздоровительном лагере.
Ведет отчетную документацию.
Обеспечивает мероприятия по охране труда педагогического коллектива.
Отвечает за эффективное управление, координацию и реализацию
программы детского отдыха.
Отвечает за координацию работы вожатых в части реализации
программы.
Участвует в решении сложных педагогических ситуаций, осуществляет
воспитательные процессы.
Организует и контролирует перевозку детей в детский оздоровительный
лагерь.
Старший воспитатель/вожатый
Отвечает за планирование и ведение документооборота.
Отвечает за координацию деятельности вожатых и воспитателей.
Отвечает за методическое сопровождение деятельности вожатых
и воспитателей во время пребывания в детском оздоровительном лагере
и на пути следования в/из него.
Контролирует деятельность вожатых и воспитателей, а также отрядную
работу.
Участвует в обеспечении профилактических и организационных
мероприятий по охране жизни и здоровья детей и вожатых.
Руководитель пресс-центра
Отвечает за методическое сопровождение деятельности юнкоров.
Контролирует и направляет деятельность юнкоров.
Отвечает за подготовку информационного контента (текст, фото
и видеоматериалы).
Методист
Отвечает за методическую работу в ходе реализации программы
Отвечает за составление расписания занятий учебных курсов.

Участвует в комплектовании групп в кружках, секциях и объединениях;
Ведет мониторинг наполняемости и выполнения программ групп
в кружках, секциях и объединениях.
Оказывает помощь педагогическому коллективу в определении
содержания, форм, методов и средств при подготовке и проведении
мероприятий.
Принимает участие в разработке методических и информационных
материалов, диагностике, прогнозировании и планировании деятельности
педагогического коллектива.
Проводит ежедневный анализ проведения отрядных и общелагерных
мероприятий.
Оказывает консультативную и практическую помощь педагогическому
коллективу в написании сценариев проведения программных мероприятий.
Вожатый
Обеспечивает охрану жизни и здоровья детей.
Обеспечивает контроль над распорядком дня.
Отвечает за организацию деятельности и развитие временного детского
коллектива во время пребывания в детском оздоровительном лагере.
Отвечает за реализацию мероприятий, направленных на развитие
творческого потенциала детей и подростков, укрепление их здоровья
и формирование у детей и подростков навыков здорового образа жизни.
Отвечает за ведение отчетной документации.
Воспитатель
Обеспечивает охрану жизни и здоровья детей.
Обеспечивает систематический контроль над соблюдением режима дня,
питания, бытовых условий и санитарно-гигиенических норм.
Обеспечивает контроль дисциплины и соблюдения внутреннего
распорядка детского оздоровительного лагеря.
Отвечает за профилактику и педагогическую коррекцию девиантного
поведения и асоциальных проявлений.
Отвечает за ведение отчетной документации.
Критерии оценки качества реализации
Категория
Инструменты
участников
Критерий
измерения
программы
Дети
Входная, выходная
(итоговая)
диагностика;
анализ дня;
отзывы в социальных
сетях.
Родители
Соответствие
ожиданий
и Анкеты
мнений
действительности;
о проведенной смене;
удовлетворенность
бытовыми собеседования
условиями;
на
территории
соответствие цели и задач детского

программы
результатам;

Педагогически
й состав

ожидаемым оздоровительного
лагеря и по телефону
опрос
родителей
в социальных сетях;
приобретение
путевки для своего
ребенка
на следующий сезон.
Инициативность вожатых в
Ежедневный анализ
рамках реализации смены;
повестки
соответствие ожиданий
педагогических
и действительности
"планёрок" вожатых
от реализации программы.
и руководителей;
анализ
педагогических
дневников вожатых;
отчёт руководителя
программы
по итогам смены.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».