ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ 2023

Утверждаю:
Директор МАУ ДО
«ДООЦ «Рассвет» г.Улан-Удэ»
_______________С.А. Будацыренова
«20» августа 2023г.

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Муниципального автономного учреждения
дополнительного образования
«Детский оздоровительно-образовательный
центр «Рассвет» г. Улан-Удэ»
(МАУ ДО «ДООЦ «Рассвет» г. Улан-Удэ»)

г. Улан-Удэ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Наименование Программы:
Целевая комплексная Программа развития МАУ ДО «Детский
оздоровительно-образовательный центр «Рассвет» г. Улан-Удэ» на 2023-2026
гг.
Время создания Программы:
Август 2023 г.
Автор Программы:
Будацыренова Сарюна Александровна – директор МАУ ДО «ДООЦ
«Рассвет» г. Улан-Удэ»
Исполнители мероприятий Программы:
Коллектив ДООЦ «Рассвет» г. Улан-Удэ, педагогический коллектив ДООЦ
«Рассвет» г. Улан-Удэ, детский коллектив, родительская общественность в
лице родителей детей, отдыхающих в лагере.
Основания для разработки Программы:
Реализация программы осуществляется на основе ряда законов и
нормативных документов:
1) Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1989г.), (вступила в силу для СССР 15.09.1990г.).
2) Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных Законами Российской
Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от
30.12.2008г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014г. № 2-ФКЗ, от
21.07.2014г. № 11-ФКЗ).
3) Трудовой кодекс Российской Федерации.
4) Семейный кодекс Российской Федерации.
5) Федеральный закон от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 27.12.2019г.).
6) Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (ред. от 01.03.2020г.).
7) Федеральный закон от 21.07.2014г. № 212-ФЗ «Об основах общественного
контроля в Российской Федерации» (с изменениями на 27.12.2018г.).
8) Федеральный закон от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации» (с изменениями на 13.01.2020г.).
9) Федеральный закон от 24.11.1996г. № 132-ФЗ «Об основах туристской
деятельности в Российской Федерации» (с изменениями на 02.12.2019г.).
10) Федеральный закон от 28.12.2013г. № 442-ФЗ «Об основах социального
обслуживания граждан в Российской Федерации» (с изменениями на
01.05.2019г.).

11) Федеральный закон от 27.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом
регулировании» (с изменениями на 28.11.2018г.).
12) Федеральный закон от 29.06.2015г. № 162-ФЗ «О стандартизации в
Российской Федерации» (с изменениями на 03.07.2016г.).
13) Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (ред. от
20.09.2019) "О противопожарном режиме" ("Правилами противопожарного
режима в Российской Федерации")
14) Национальный стандарт Российской Федерации «Услуги детям в
учреждениях отдыха и оздоровления» (утверждён Приказом Федерального
агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.07.2018г.
№444-ст).
15) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
27.12.2013г. № 73 (ред. от 22.03.2017г.) "Об утверждении СанПиН 2.4.4.315513 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления
детей".
Целью Программы является:
1. Отработка модели нового перспективного детского оздоровительнообразовательного центра к наиболее отвечающим меняющимся социальным
и педагогическим условиям.
2. Создание условий для непрерывного воспитания в соответствии с
интересами личности.
Основные задачи:
1. Поиск новых форм наполнения содержания программы деятельности
ДООЦ «Рассвет».
2. Активизация деятельности ДООЦ «Рассвет» в определении перспектив
развития.
3. Совершенствование работы, направленной на демократизацию процесса
воспитания.
4. Предоставить разнообразные образовательные возможности, которые
поддерживают физическое, интеллектуальное, эмоциональное и социальное
развитие детей.
5. Более глубокое овладение техникой составления планирования ДООЦ
«Рассвет» на каждую смену, более оптимальное использование
возможностей.
6. Привлечь квалифицированных и мотивированных педагогов и
специалистов, чтобы обеспечить высокое качество образования и заботу о
детях.

7. Создать интерактивные и участиеориентированные методы обучения,
которые способствуют активному участию и самостоятельному
исследованию.
Сроки реализации Программы: 2023 – 2026 гг.
Этапы реализации Программы:
Достижение реализации намеченных целей и задач планируется в три этапа:
Первый этап (2023 год) – диагностико - конструирующий,
подготовительный к переходу от режима функционирования в режим
развития: формирование учебно-методической базы. Максимально
возможное и эффективное решение кадровых вопросов, структуризация
направлений и сфер деятельности, управления и контроля, укрепление и
перераспределение материально-технической базы ДООЦ «Рассвет».
Развитие системы взаимодействия с образовательными учреждениями,
учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями
культуры, физической культуры и спорта.
Второй этап (2024 – 2025гг.) – практический, реализация режима развития:
формирование научно-методической базы; апробация новых программ,
технологий в объединениях нового типа; прочное вхождение в
образовательное и культурное пространство; создание материальнотехнической базы достаточного уровня.
Третий этап (2026 год) – обобщающий, отработка и интерпретация данных
за четыре года. Сопоставление результатов реализации программы с
поставленными целями и задачами. Определение путей дальнейшего
развития ДООЦ «Рассвет».
Структура Программы.
1. Паспорт программы.
2. Введение в проблему.
2.1. Информационная справка.
2.2. Проблемно-ориентированный анализ ДООЦ «Рассвет» за 2021-2022
годы.
2.3. Концепция развития ДООЦ «Рассвет».
2.4. Этапы реализации программы развития ДООЦ «Рассвет».
2.5. Критерии оценки эффективности развития.
3. Прогноз ожидаемых положительных результатов.
4. Прогноз возможных негативных последствий и механизмов их
компенсации.
5. Заключение.
Приоритетные направления Программы.

Программа
представляет
собой
непрерывную
оздоровительновоспитательную технологию, которая обеспечивает:
для детей – отдых и оздоровление, приобретение практических навыков в
творческой деятельности, развитие культуры, формирование необходимых
личных качеств и социальных компетентностей;
для сотрудников – повышение профессионального уровня, квалификации.
Опираясь на опыт работы в области оздоровительно-воспитательной
деятельности, Программа включает следующие направления:
1. Нормативно-правовое направление, обеспечивающее реализацию прав и
свобод ребенка в соответствии с нормативными документами.
2. Научно-исследовательское и экспериментально-исследовательское
направление, предусматривающее осуществление деятельности на основе
разработанных концепций, а также теоретические исследования, апробацию
результатов и внедрение в оздоровительно-воспитательный процесс ДООЦ
«Рассвет» инновационных психолого-педагогических технологий (методов,
форм, средств и т.д.).
3. Методическое направление, заключающееся во внедрении в практику
работы ДООЦ «Рассвет»научных разработок в области оздоровительновоспитательной деятельности, в обобщении педагогических технологий,
ориентированных на интеграцию ранее полученных знаний с новыми
знаниями.
4. Организационное направление, предусматривающее организацию и
проведение мероприятий программы.
5. Работа с кадрами предусматривает проведение консультаций,
тренингов и занятий для педагогов ДООЦ «Рассвет», а также обобщение и
распространение передового педагогического опыта.
6. Работа с семьей и общественными организациями предусматривает
мероприятия, направленные на установление партнерских отношений с
общественными организациями по поддержке детей и молодежи, создание
информационной базы о службах и общественных организациях социальнопсихологической поддержки и реабилитации молодежи, информирование
родителей о деятельности учреждения, распространение психологопедагогических рекомендаций для родителей на сайте ДООЦ «Рассвет».
2. ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ
Концепция развития ДООЦ «Рассвет» создана в связи с принятием решения о
выработки перспективных направлений развития услуг отдыха и
оздоровления в период организации и проведения детского оздоровительного
лагеря.

Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» ст. 12 гарантирует ребёнку право на отдых и оздоровление.
Сложившаяся ситуация в системе отдыха и оздоровления Республики
Бурятия, новые потребности и возможности населения требуют изыскивать
такие пути деятельности, которые могли бы соответствовать существующим
условиям. Детский оздоровительный лагерь является целостным социальным
организмом, подчиненным целям гуманистического развития личности, с
особым стилем творческих отношений, поведения, образа жизни,
деятельности и общения, отвечающий социальному заказу общества. В
детском оздоровительном лагере возникают уникальные творческие
возможности для освоения жизни ребенком самым непосредственным,
естественным образом. Сегодня уже становится недостаточным требованием
создание комфортных условий и хорошее питание детей. Основными
составляющими жизнедеятельности ребенка в детском оздоровительном
лагере, где гармонично сочетаются духовно-эстетические, рациональнопознавательные, идейно-нравственные начала, становятся формирование
нового жизненного опыта у ребенка, более углубленное осознание им
единства своих прав, обязанностей и своей самостоятельности. Для ребят это
важнейший период активного отдыха, оздоровления, творческого и
интеллектуального развития, формирования социальных компетенций,
лидерских качеств. Дети с нетерпением ждут лета – и важно не обмануть их
надежды и ожидания.
Пребывание ребенка в ДООЦ «Рассвет» имеет ряд важных преимуществ. Вопервых, оптимальный двигательный режим, закаливание, сбалансированное
питание, организованный режим дня, соответствующие гигиенические
нормативы, требование соблюдения гигиенических навыков, правильный
образ жизни, сочетание отдыха и труда, спорта и творчества. Во-вторых,
высокий уровень организации коллективной жизни детей, построенный на
принципах
игры,
романтики,
инициативы,
самостоятельности,
самодеятельности, творчества и ведущий к самореализации и саморазвитию
ребенка. В-третьих, в детском оздоровительном лагере тесно
взаимодействуют
педагогические,
медицинские,
социальные
и
индивидуальные связи, способствующие всестороннему раскрытию и
развитию личности ребенка. Обстановка совместного проживания детей в
группе сверстников позволяет обучать их нормам социальной жизни,
поведению в коллективе, культуре взаимоотношений, располагает к
проявлению инициативы, способствует приобщению к духовности, усвоению
принципа безопасного и здорового образа жизни. Сегодня все большим
спросом пользуются лагеря, которые предлагают интересную насыщенную

программу
дополнительного
образования
и
развития
ребенка.
Популярностью у детей пользуются программы интеллектуально-творческой,
лидерской, досугово-творческой, ценностно-ориентационной, спортивнооздоровительной, экологической направленностей. Поэтому главная цель
содержания летнего организованного отдыха детей и подростков состоит в
том, чтобы создать такие условия и психологический климат, в которых
ребенок сумел бы максимально осмыслить свою индивидуальность, раскрыть
свои желания и потребности, постичь свои силы и способности, свое
значение в жизни, в семье, в обществе и реализовать себя среди сверстников.
Д.А. Медведев на заседании Президиума Госсовета 8 июня 2010 года сказал:
«У нас в стране пока отсутствует чёткая программа действий по созданию
современной системы отдыха и оздоровления детей. Всё, что мы имеем, – это
всё-таки в значительной степени разрозненные усилия, а в любом случае
крупных центров общероссийского значения, таких как «Орлёнок» или
«Океан», в России единицы. Большая же часть региональных лагерей, за
исключением ведомственных, сталкивается с серьёзными и, по сути,
одинаковыми проблемами». Создание концепции развития ДООЦ «Рассвет»насущная потребность времени. Развитие – обязательный элемент
деятельности воспитательно-оздоровительного учреждения, призванного, с
одной стороны, реагировать на изменения социокультурной и экономической
жизни общества, с другой, решать вопросы создания привлекательного
имиджа учреждения, эффективно действующего на рынке услуг отдыха и
оздоровления.
Дети созданы для Любви и Добра. Оторвавшись от обыденной домашней и
школьной жизни, они обязательно должны попасть в царство Любви и
Заботы, Игры и Дружбы. Именно такую обстановку готовы создать для своих
мальчишек и девчонок администрация, педагоги и весь обслуживающий
персонал ДООЦ «Рассвет». В копилке дел много интересных познавательноигровых, творческих программ. Главной целью всех смен является не только
оздоровление детей и подростков, но и организация досуга отдыхающих
через работу объединений по интересам, разработку и реализацию
социальных проектов, создание условий для занятия любимым делом, то есть
социализация юных граждан.
Управление развитием загородных лагерей без программы характерно для
массовой практики, а программное – является результатом передового
прогрессивного опыта, создания практики обновлённого воспитания.
Перспективное видение новой модели детской оздоровительной
организации, её развитие зависит от новых форм, технологий,
инновационной экспериментально-исследовательской работы коллектива.

Оно является залогом решения всех задач, стоящих перед коллективами
педагогическим и детским, перед родителями ребят, общественностью.
Основное назначение Программы развития ДООЦ «Рассвет»– быть
средством интеграции и мобилизации всего коллектива на достижение целей
её развития, что определяется решением следующих задач:
- созданием благоприятных условий для стабилизации и развития системы
отдыха, досуга, оздоровления и занятости детей в каникулярный период;
- обеспечением условий для саморазвития личности ребенка, приобретения
им нового социального опыта;
- организацией восстановления физического и психического потенциала
детей, обеспечением их социально-психологической комфортностью;
- обновлением деятельности отдельных звеньев организации.
2.1. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ДООЦ «Рассвет»
ДООЦ «Рассвет» работает по проектам и программам различной
направленности, но основной вид деятельности – социальная. С 2021 по 2022
гг. работал по программе «Лето в Рассвете».
Количество детей, отдохнувших за последние два года в ДООЦ «Рассвет» (в
2020 году смены в лагере были отменены из-за COVID-19 (новой
коронавирусной инфекции):
2021 год
2022 год
360 детей
720 детей
Количество смен ДООЦ «Рассвет» составляет:
2021 год
2022 год
2 смены
3 смены
Количество смен в ДООЦ «Рассвет» в перспективном периоде не
уменьшается, в ближайшее время планируется полная загрузка Центра.
Медицинское обслуживание осуществляет Поликлинника №3.
Оздоровительно-воспитательный процесс в ДООЦ «Рассвет» осуществляет
коллектив:
 на постоянной основе – 8 человек;
 по внешнему совместительству – 22 человек.
Штатная численность педагогических и медицинских работников.– 24
человека.
Работники
Кол-во Высшее
Среднеспециальное Среднее
1 Педагогические
22
5
17
работники
2 Медицинские
2
1
1
работники

ДООЦ «Рассвет» отдыхают дети в возрасте от 5 до 17 лет (включительно).
Направленность созданной нами программы – социализация детей и
подростков посредством познавательно-игровой, творческой, гражданскопатриотической и спортивно-оздоровительной деятельности в период
каникул. Социализация – это процесс формирования развития личности в
обществе, это процесс становления личности, обучения, усвоения образцов
поведения того общества, где проживает этот ребенок. Человек формируется
как член того общества, к которому он принадлежит. Общество стремится
формировать человека в соответствии с имеющимися моральными,
интеллектуальными, духовными, физическими идеалами. Какого человека
хочет видеть общество, такого оно и формирует.
Открытость и прозрачность деятельности ДООЦ «Рассвет» реализуется
через: сайт, страницу Вк, родительские дни, анализ деятельности и отчет.
ДООЦ
«Рассвет»
является
разнонаправленным
оздоровительнообразовательным центром отдыха и оздоровления детей, реализующим
комплексные оздоровительно-воспитательные программы, направленные на:
 развитие творческих способностей отдыхающих детей, адаптации их к
жизни в обществе;
 формирование потребностей детей к саморазвитию, приобщение их к
научно-техническому,
спортивно-техническому,
декоративноприкладному и художественному творчеству, исследовательской
деятельности;
 гражданское и военно-патриотическое воспитание;
 формирование здорового образа жизни.
В летний период ДООЦ «Рассвет» формирует отряды детей по возрасту, в
течение смены может создавать различные объединения по интересам
(постоянный или переменный состав детей). Основной формой работы с
детьми являются разнообразные мероприятия, запланированные на смену.
Содержание оздоровительно-воспитательной деятельности ДООЦ «Рассвет»
утверждается педагогическим советом ДООЦ «Рассвет» перед открытием
каждой смены.
В ДООЦ «Рассвет» ведется методическая работа, направленная на
совершенствование оздоровительно-воспитательного процесса, программ,
форм и методов деятельности, мастерства педагогических работников.
2.2. ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ
Анализируя итоги работы ДООЦ «Рассвет» за 2021-2022 годы, констатирую,
что поставленные задачи на данный период педагогическим коллективом в
основном успешно выполнены.
ДООЦ «Рассвет» осуществляет следующие виды деятельности:

1. Деятельность, направленная на обеспечение благоприятных и
безопасных условий пребывания детей:
 организация и осуществление приёма и размещения детей;
 обеспечение детей жилыми помещениями, отвечающими
государственным
санитарно-эпидемическим
правилам
и
нормативам, требованиям пожарной безопасности и профилактики
травматизма;
 предоставление детям полноценного питания, контроль за его
организацией и качеством;
 обеспечение детей необходимой мебелью, постельными и другими
принадлежностями в соответствии с установленными нормами;
 предоставление детям возможности для соблюдения норм личной
гигиены, включая пользование душем;
 уборка жилых помещений и территории, на которой расположен
ДООЦ «Рассвет»;
 обеспечение стирки, необходимой санитарной обработки
постельного белья, своевременной его замены.
2. Деятельность, направленная на медицинское обеспечение:
 выявление детей, нуждающихся в неотложной медицинской
помощи;
 оказание медицинской помощи;
 направление детей в медицинские организации для оказания
специализированной
медицинской
помощи
при
наличии
медицинских показаний;
 проведение динамического наблюдения за состоянием здоровья
детей;
 организация и проведение консультаций и бесед по вопросам
здорового образа жизни;
 санитарно-просветительская работа с детьми;
 организация
консультативного
приёма
врачом-педиатром;
проведение лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических,
противоэпидемических мероприятий;
 индивидуальная работа с детьми, направленная на предупреждение
вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение,
токсикомания);
 проведение мероприятий по профилактике травматизма.
3. Реализация дополнительных образовательных услуг:
 организация работы детских объединений по интересам;

 проведение викторин, конкурсов, встреч;
 организация различных форм общественно полезного и
педагогически целесообразного труда детей, соответствующего их
возрасту и состоянию здоровья;
 организация работы по патриотическому, нравственному и
эстетическому воспитанию детей, их интеллектуальному развитию
и развитию их творческих способностей.
4.Деятельность, направленная на реализацию психологических услуг:
 проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях
предотвращения или устранения негативных психологических
факторов, ухудшающих их психическое здоровье;
 проведение индивидуальной воспитательно-профилактической работы
с «трудными» детьми.
4. Культурно-досуговая деятельность:
 демонстрация художественных и научно-популярных фильмов;
 организация просмотра спектаклей театров юного зрителя, театров
для детей и других творческих коллективов;
 организация работы библиотеки, обеспечение детей книгами,
журналами, газетами;
предоставление в пользование детям
настольных игр и игрушек, соответствующих их возрасту и полу;
 организация
выступлений
музыкальных
и
музыкальнотанцевальных коллективов;
 организация работы дискотеки, проведение танцевальных вечеров,
концертов художественной самодеятельности;
 организация и проведение празднования дней рождения детей;
 предоставление детям
возможности
участия
в
работе
общественных объединений, созданных по их инициативе;
5. Деятельность в сфере физической культуры и спорта,
соответствующая возрасту и состоянию здоровья детей:
 проведение утренней гигиенической гимнастики;
 предоставление спортивных площадок и соответствующих
помещений, спортивного инвентаря для проведения спортивных игр
и занятий;
 организация занятий футболу, волейболу, настольному теннису,
шахматам, шашкам и другим видам спорта;
 организация и проведение спортивных праздников, игр и других
мероприятий;

 организация и проведение военно-спортивных игр и других
мероприятий по военно-патриотическому воспитанию.
6. Деятельность, направленная на предоставление информационных
услуг:
 предоставление своевременной и достоверной информации о
наименовании
Учреждения,
его
местонахождении
и
предоставляемых услугах;
 предоставление своевременной и достоверной информации о
категориях обслуживаемых детей;
 разработка программ, пособий, методической, справочной
литературы, аудио- и видеопродукции, компьютерных программ,
баз данных, технических средств обучения по направлениям
дополнительного образования.
7. Деятельность по обеспечению транспортными услугами:
 доставка детей в медицинские учреждения (в случае
необходимости).
В ДООЦ «Рассвет» для детей организовано 5-разовое сбалансированное
питание.
В начале и в конце смены дети проходят медосмотр, измеряется их рост, вес.
При составлении плана работы учитываются физические возможности детей.
Утро в ДООЦ «Рассвет» начинается с зарядки. На каждый день
запланированы спортивные игры, в планах отрядов обязательным является
час спорта.
Немаловажным фактором является и психическое здоровье детей.
Воспитатели и вожатые проводят минутки психологической разгрузки, игры
и занятия на сплочение, психологические тесты и тренинги, изучают
особенности
личности,
характера,
темперамента
детей.
Слова
«толерантность» и «толерантное поведение» стали нормой жизни каждого
ребёнка. Принцип психологического комфорта в ДООЦ «Рассвет»
складывается из:
 стиля взаимоотношений детей и взрослых в ДООЦ, детей друг с
другом, атмосферы дружелюбия;
 возможности самореализации личности через организацию
разнообразной творческой деятельности;
 возможности обучаться и развиваться соответственно своим
психофизиологическим особенностям;
 атмосферы творчества и красоты, являющейся одним из условий
сохранения здоровья и развития активной созидательной личности.

Одним из условий здоровья ребенка является успешность его деятельности.
Это достигается через создание для каждой возможности развиваться,
соответственно, своим индивидуальным особенностям через личностноориентированный подход. Отношение к здоровью – один из основных
показателей нравственности и гражданской зрелости человека.
В этом смысле особой ценностью обладает педагогическая система знаний о
защите от неблагоприятных для жизни природных факторов, поддержка
физического
и
психологического
здоровья.
Использование
здоровьесберегающих технологий в практике образования и воспитания один из путей сохранения и укрепления здоровья детей.
В конце каждой смены в разных формах выясняется эмоциональнооценочное отношение детей к проводимым мероприятиям в ДООЦ
«Рассвет», определяется степень удовлетворенности ребенка. Результаты
положительные. Ещё одним существенным показателем является то, что с
каждым годом возрастает количество детей, приехавших в ДООЦ «Рассвет»
не первый раз.
Мы считаем, что главная задача системы отдыха детей в период каникул –
пробудить у детей и подростков интерес к окружающему миру, желание
побольше узнать и проанализировать постигнутое, научить самостоятельно
мыслить, принимать решения, быть добрыми, благодарными, отзывчивыми,
зарядиться духовной и физической энергией.
Творческая деятельность наряду с потребностью к познанию служит основой
развития личности и способствует развитию ее духовности. Не стоит
забывать, что среди целого набора лекций, диспутов, бесед о здоровье
наиболее важное место должны занимать ИГРЫ! В Конвенции о правах
ребенка есть статья 31: «Государства-участники признают право ребенка на
отдых, досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях,
соответствующих его возрасту и свободно участвовать в культурной жизни и
заниматься искусством». Слово «право» здесь понимается как совокупность
устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил
человека, как его узаконенную свободу на владение игрой – восьмым чудом
света. Каждый ребёнок, конечно, не хочет быть хуже других. Что избавляет
его от комплекса неполноценности? Всегда ли помогает в этом отношении
ребенку учение? Нет, не всегда. А вот игра – всегда! Замечательный врач
Николай Амосов писал в «Литературной газете» (5 октября 1988 г.), что
потребность в игре у детенышей и у взрослых – это имитация настоящих
действий, вызывающих те же чувства. Пережить настоящие чувства, значит,
почувствовать себя Человеком. В педагогике много назидания, риторики, у
ребят выработался против них прочный иммунитет. Игра же несет пример

для подражания: делай как я, делай вместе со мной, делай лучше, чем я.
Добрые человеческие качества и гражданское сознание вырабатывают у
детей такими средствами, которые вполне отвечают естественным законам
их развития. Лагерь – сам по себе есть большая, интересная игра. Что
касается двигательных игр, то без них лето – не лето, жизнь – не жизнь. Если
собрать все игры, что входили в нашу жизнь, - это и будет чистое доброе
время жизни. Время, когда мы лучше всего понимаем и принимаем друг
друга, когда бываем разными и нужными друг другу, что-то самозабвенно
делаем, отдаем.
Особое внимание администрацией ДООЦ «Рассвет» уделяется вопросу
обеспечения условий безопасности детей в каникулярное время:
В области антитеррористической деятельности:
- обязательное проведение инструктажей с сотрудниками ДООЦ «Рассвет» и
детьми, проведение тренировочных игр.
В области противопожарной безопасности:
- один раз за смену проводятся тренировки по эвакуации сотрудников и детей
из зданий при имитации пожаров (ситуации меняются);
- ведется работа по созданию условий для эвакуации:
а) все выходы свободно открываются, находятся в рабочем состоянии;
б) здания обеспечены необходимыми средствами пожаротушения в полном
объеме (огнетушители, пожарные щиты, ящики с песком, пожарные краны и
т.д.); в) во всех зданиях установлена пожарная сигнализация;
г) ежегодно производится замер сопротивления сети и электрооборудования.
Таким образом, для перевода детского оздоровительного лагеря в режим
развития
определяются
основные
концептуальные
положения,
разрабатываются критерии оценки эффективности развития, модернизуется
система управления ДООЦ «Рассвет».
2.3. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДООЦ «Рассвет»
1. Основополагающие идеи организации жизнедеятельности ДООЦ
«Рассвет».
Дети в ДООЦ «Рассвет» должны не просто отдыхать, а жить полной,
эмоционально насыщенной жизнью, в которой они могут удовлетворять свои
природные, социальные и духовные потребности и подготовить себя к
взрослой
самостоятельной
жизни
в
качестве
нравственного,
законопослушного члена общества, нашедшего свое место в жизни,
приносящего своей деятельностью счастье себе, добро и пользу всему
обществу. Исходя из этого, мы ставим перед собой следующие цели:
- отработка модели новой перспективной организации к наиболее
отвечающей меняющимся социальным и педагогическим условиям;

- создание условий для непрерывного оздоровления и воспитания в
соответствии с интересами личности.
Задачи:
 поиск новых форм наполнения содержания программ и подпрограмм
оздоровления и воспитания;
 активизация деятельности всех служб в определении перспектив
развития ДООЦ «Рассвет»;
 совершенствование работы, направленной на демократизацию
процесса воспитания и взаимодействие субъектов этого процесса
«ребёнок – родитель – воспитатель»;
 совершенствование системы воспитания здорового образа жизни,
системы здоровьесберегающих технологий обучения и формирование у
детей целостного отношения к своему здоровью;
 более глубокое овладение техникой составления программы
деятельности ДООЦ «Рассвет», более оптимальное использование
возможностей.
В основу воспитательного процесса педагогический коллектив
закладывает следующие принципы:
 гуманизации,
предполагающей
индивидуализацию,
дифференциацию воспитательного процесса;
 демократизации управления ДООЦ «Рассвет» и взаимоотношений
детского и педагогического коллективов;
 преемственности в воспитании детей, когда изучаемые понятия
получат в дальнейшем своё развитие, обобщение и обогащение.
Решение поставленных задач осуществляется в системе воспитательной
работы. Одновременно корректируется деятельность системы управления.
2. Структура управляющей системы.
Проектирование
оптимальной
системы
управления
учреждением
осуществляется с учетом социально-экономических, материальнотехнических и внешних условий в рамках существующего законодательства
РФ.
Первый уровень структуры – уровень руководителя ДООЦ (по содержанию –
это уровень стратегического управления). Руководитель ДООЦ определяет
стратегию развития ДООЦ «Рассвет», представляет её интересы в
государственных и общественных инстанциях. Несет ответственность за
организацию жизнедеятельности ДООЦ «Рассвет», создает благоприятные
условия для его развития.
На втором уровне структуры (по содержанию – это тоже уровень
стратегического управления) функционируют традиционные субъекты

управления: педагогический совет. Педагогический совет – коллективный
орган управления, который решает вопросы, связанные с реализацией
программы
развития,
рассматривает
проблемы,
подготовленные
административным советом, администрацией ДООЦ «Рассвет», несет
коллективную
ответственность
за
принятые
решения.
Именно
педагогический совет ДООЦ «Рассвет» занимается реализацией программы
развития учреждения.
Третий уровень структуры управления (по содержанию – это уровень
тактического управления) – уровень заместителей руководителя центра. Этот
уровень представлен административным советом, малыми педагогическими
советами.
В административный совет входят руководитель ДООЦ «Рассвет» и его
заместители. Он координирует деятельность администрации, подводя итоги
и внося необходимые коррективы в процесс реализации программы развития
ДООЦ «Рассвет».
Малый педагогический совет решает конкретные задачи. По форме это
совещание воспитателей и вожатых, объединенных решением одной
педагогической задачи, требующей коллективных действий. Руководство
малыми педагогическими советами, координация их деятельности – одна из
обязанностей заместителя руководителя ДООЦ.
Заместитель руководителя старший воспиатетль) ДООЦ осуществляет
управление развитием и функционированием ДООЦ «Рассвет». Несет
ответственность за организацию оздоровительно-воспитательного процесса в
ДООЦ «Рассвет». Контролируют состояние воспитательной работы,
отслеживают уровень воспитанности детей, контролирует работу с детьми,
требующими особого педагогического внимания.
Четвертый уровень организационной структуры управления – уровень
воспитателей и вожатых, функциональных служб (по содержанию – это
уровень оперативного управления).
Творческая группа воспитателей и вожатых – временная форма
педагогического коллектива, работающего в режиме развития. Создается для
решения определенной воспитательной проблемы. В группе выбирается
руководитель, организующий разработку данной проблемы. По итогам
работы готовятся рекомендации по использованию созданного опыта.
Подотчетна заместителю руководителя (старшему воспитателю) ДООЦ.
Пятый уровень организационной структуры – уровень детей. По содержанию
– это тоже уровень оперативного управления, но из-за особой специфичности
субъектов, этот уровень скорее можно назвать уровнем соуправления.
Иерархические связи по отношению к субъектам пятого уровня

предполагают курирование, помощь, педагогическое руководство как
создание условий для превращения ребёнка в субъект управления.
Органы самоуправления в каждом отряде организуют работу внутри отряда.
Направляет работу детей вожаты и воспитатель отряда.
3. Перспектива кадрового обеспечения.
Отношения работников ДООЦ «Рассвет»и администрации регулируются
трудовым договором, условия которого не могут противоречить трудовому
законодательству Российской Федерации.
В ДООЦ «Рассвет»на период летней оздоровительной кампании штат
значительно увеличивается и включает старшего воспитателя, воспитателей,
старшего вожатого, вожатых, педагогов дополнительного образования,
инструкторов по физической культуре, ведущего дискотеки, педагогов
дополнительного
образования.
Большинство
работников
имеют
необходимую
профессионально-педагогическую
квалификацию,
соответствующую требованиям профессиональных стандартов и (или)
тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной
специальности. Все педагогические работники проходят обязательный
медицинский осмотр. Как правило, воспитатели и вожатые имеют высшее
либо среднее профессиональное образование. Не менее 90% педагогических
работников ДООЦ «Рассвет», а также административно-управленческого
персонала обучены работе с персональным компьютером на уровне
пользователей.
Основные задачи кадрового обеспечения:
1. Проанализировать состояние аттестации педагогических кадров
учреждения, реализующих оздоровительно-образовательную программу.
2. В 2023 году разработать программу развития ДООЦ «Рассвет»,
включающую мероприятия по повышению квалификации руководящих и
педагогических кадров ДООЦ «Рассвет» в срок до 2026 года.
3. Сохранить и повысить укомплектованность педагогическими кадрами
ДООЦ «Рассвет» к 2026 году.
4. В 2023 году разработать план работы с педагогическими кадрами по
актуальным вопросам развития оздоровительно-воспитательного процесса на
2023 – 2026 гг.
4. Перспективы и ожидаемые результаты ДООЦ «Рассвет».
Концепция развития отражает педагогические возможности коллектива,
кадровые и организационные ресурсы. Концепция может быть осуществлена
при соответствующем финансовом обеспечении. Концепция развития ДООЦ
«Рассвет» определяет стратегию развития оздоровительно-воспитательной
системы ДООЦ на 2023 – 2026 гг.

Концепция является:
 социально-педагогической (направлена на обеспечение прав личности
на отдых и оздоровление, социальную защищённость в современных
условиях);
 межотраслевой
(объединяет
усилия
различных
ведомств,
общественных и государственных организаций, объединений в деле
оздоровления и отдыха);
 организационно-педагогической (создаёт условия для эффективной
организации деятельности педагогического коллектива).
Концепция позволит:
 формировать оздоровительно-воспитательную политику ДООЦ
«Рассвет»;
 определять основы нормативного и финансового обеспечения развития
ДООЦ «Рассвет»;
 принимать нормативные акты, распорядительные документы,
направленные на создание условий для развития ДООЦ «Рассвет»,
координирующие усилия различных структур и ведомств по вопросам
оздоровительно-воспитательной деятельности.
Основными критериями эффективности развития ДООЦ «Рассвет» будут
выступать:
 согласованность основных направлений и целей развития
Приоритетному национальному проекту «Образование», Федеральной
программе развития образования и «Концепции модернизации
дополнительного образования»;
 реализация ДООЦ «Рассвет» дополнительных образовательных
программ, пользующихся спросом на рынке образовательных услуг,
отражающих региональный компонент и этнокультурные традиции;
 рост личных достижений участников оздоровительно-воспитательного
процесса;
развитие ресурсного обеспечения оздоровительновоспитательного процесса;
 качество предоставляемых оздоровительно-воспитательных услуг.
В процессе гуманизации и демократизации образования возникли новые
проблемы, разрешение которых позволит совершенствовать дальнейшее
развитие ДООЦ «Рассвет».
Первая проблема заключается в необходимости решить вопрос по
совершенствованию механизма подготовки к проведению оздоровительной
кампании. Возникают противоречия ведомств, осуществляющих функции

контроля по подготовке детских оздоровительных лагерей к открытию, а
также недостаточное информационное сопровождение.
Решение: проблема может быть решена путём совершенствования
законодательной базы, а также своевременного информирования
потенциальных получателей услуг о возможностях отдыха, его видах, сроках,
разнообразии программ, об условиях, которые предоставляет ДООЦ
«Рассвет».
Вторая проблема связана со сложностью подбора педагогического,
медицинского
и
обслуживающего
персонала,
соответствующего
программному обеспечению деятельности. Одной из главных проблем ДООЦ
«Рассвет» является то, что, в некоторых случаях, с детьми работают
недостаточно подготовленные профессионально и немотивированные на
высокий педагогический результат, зачастую, случайные люди. Это
сказывается на программном содержании организации смен. Мало
интересных мероприятий внутри отряда, направленных на сплочение
временного детского коллектива, на выявление потенциала каждого ребенка.
Лето 2021-2022 гг. показало проблему неукомплектованности ДООЦ
«Рассвет» педагогическим персоналом. В первую смену – в связи с
занятостью педагогов всех учебных заведений в экзаменационном процессе,
в последующие смены особенно остро ощущался недостаток вожатского
состава.
Решение: постоянная работа в течение года по подбору педагогических
кадров, взаимодействие с педагогическими отрядами, материальная
заинтересованность в результатах своего труда.
Третья проблема касается ресурсного обеспечения оздоровительнообразовательного процесса. Наиболее болезненными выглядят проблемы
финансирования. Значительная часть средств, выделяемых на нужды отдыха
и оздоровления детей, не удовлетворяет потребность в ремонте зданий и
сооружений, обновлении оборудования, создании материальной базы для
современных технологий, стимулировании эффективной педагогической
деятельности. Это касается также и финансирования мероприятий, имеющих
первоочередное значение для развития ДООЦ «Рассвет».
Решение: поиск дополнительных средств финансирования деятельности
ДООЦ «Рассвет». Участие ДООЦ «Рассвет» в мероприятиях Приоритетного
национального проекта «Образование».
Сложившаяся система работы ДООЦ «Рассвет» позволяет, исходя из
решения триады задач – вариативности, обеспечения дифференциации и
гуманизации
воспитательного
процесса
при
создании
системы
психологопедагогического мониторинга, перейти к реструктуризации

оздоровительновоспитательного процесса и реорганизации системы
управления.
Образовательные программы: ежегодное проведение на базе ДООЦ
«Рассвет» профильных творческих, туристско-краеведческих, экологических
смен, смен учёбы детского актива и др.
Предметно-пространственная среда: материально-техническое оснащение
зданий и помещений, их эстетическое оформление. Оборудование
методического кабинета. Проведение комплекса мероприятий по развитию
имиджа ДООЦ «Рассвет» (рекламная деятельность, оформление буклетов,
статьи в СМИ и др.).
В основе инновационной работы в данном направлении лежит возрастной
подход к организации образовательной деятельности. В рамках реализации
данной концепции развития ДООЦ «Рассвет» была выработана определенная
система работы с различными возрастными категориями детей.
Работа с детьми младшего школьного возраста строится на основе
формирования у детей общей культуры, развития творческого потенциала на
первоначальной стадии развития личности.
Основная задача: как можно раньше раскрыть потенциальные возможности
ребёнка для его дальнейшего продуктивного развития. Создать необходимые
условия для умственного, психического, физического развития ребёнка,
помочь ему в будущем сделать свою жизнь полноценной и содержательной.
Технология работы: дидактические развивающие игры, развивающая
деятельность.
Содержание образования: комплекс занятий с детьми различной
направленности, многообразие форм, отражающих различные виды
творческой деятельности.
Работа с детьми среднего школьного возраста, которые имеют
первоначальный опыт общения в коллективе.
Основная задача: формирование нового уровня мышления, широкого спектра
способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов, развитие
интереса к себе как личности, развитие чувства взрослости и собственного
достоинства, форм и навыков личностного общения, моральных чувств.
Технология работы: игровые, репродуктивные и творческие формы работы.
Содержание
образования:
широкое
комплексное
дополнительное
образование по определению сферы деятельности.
Работа с детьми старшего школьного возраста.
Основная задача: формирование чувства личностной тождественности,
развитие готовности к жизненному самоопределению.
Технология работы: проблемная, учебно-игровая.

Содержание образования: творческие лаборатории в микрогруппах на основе
узкой специализации.
Работа с особо одарёнными детьми.
Основная задача: глубокое освоение программ и практических навыков по
профилю
деятельности,
осуществление
научно-исследовательской
деятельности.
Технология работы: научно-исследовательская деятельность.
Содержание образования: сочетание индивидуальных занятий с
самостоятельной практической деятельностью.
Формы реализации: индивидуальные занятия, работа в малых группах.
Работа в ДООЦ «Рассвет» строится на основе реализации образовательных
программ дополнительного образования детей и оказании дополнительных
образовательных услуг по основным направленностям: научно-техническое,
художественное, военно-патриотическое, спортивнотехническое, социальнопедагогическое, естественнонаучное и др.
Численный состав объединения, продолжительность занятий определяются
уставом учреждения и нормами СанПиН. Расписание занятий объединений,
их длительность определяется для создания наиболее благоприятного
режима труда и отдыха детей, с учетом возрастных особенностей детей,
нормами СанПиН.
Ориентируясь на деятельность ДООЦ «Рассвет», необходимо произвести
инновационные преобразования до 2026 года:
 организационно-методическое
обеспечение
оздоровительновоспитательного процесса; социальное и психолого-педагогическое
обеспечение;
 организационно-технологическое обеспечение;
 финансово-экономическое обеспечение;
 материально-техническое обеспечение.
Основные направления
ОрганизационноРезультат деятельности
педагогические
задачи
1.
Организационно- Систематизация
1 Создание научных
методическое
организационнооснов
обеспечение.
методической работы программирования
и
апробация
новых
оздоровительнообразовательных
программ.
2.
Разработка,
совершенствование

2.
Социальное
и Выявление
психолого-педагогическое потребностей
обеспечение
современного
социума в отдыхе и
оздоровлении детей.
Повышение
профессионализма
педагогов.

3.
Организационно- Создание
условий
технологическое
оптимального
обеспечение
функционирования
отрядов,
объединений
по
интересам

оздоровительнообразовательных
программ.
3.Организационное
сопровождение работы
педагогических
работников.
1. Организация системы
занятий с работниками,
направленных
на
совершенствование
педагогического
мастерства.
2.
Обобщение
и
распространение опыта
и новых технологий
творческих педагогов. 3.
Информационнорекламная деятельность
(связь
с
радио,
телевидением, печатью).
4. Работа с детьми по
направленностям ДООЦ
«Рассвет»
1. Совершенствование
личностноориентированной
деятельности
объединений с учётом
интересов,
возраста,
способностей.
2. Сотрудничество с
родителями (законными
представителями),
представителями
социума
и
общественными
организациями.
3.
Создание
оздоровительнообразовательных
программ
нового
поколения.
4. Апробация путей и
форм стимулирования

творчества педагогов.
5.
Осуществление
оптимальной кадровой
политики, в том числе и
пересмотр
штатного
расписания.
6.
Обновление
структуры.
7. Создание системы
диагностик
внутри
ДООЦ «Рассвет»
8.
Коррекция
и
апробация обновлений
системы управления и
контроля.
1.
Целевые
консультации
специалистов
по
вхождению в рынок в
в современных условиях.

4.
Финансово- Реализация
экономическое
эффективного
обеспечение.
финансовоэкономического
механизма
условиях
современного
социума.
5.Материальнотехническое Создание
условий
обеспечение.
для
качественной
реализации широкого
спектра
оздоровительнообразовательных
услуг.

1.
Своевременный
ремонт
зданий
и
сооружений
ДООЦ
«Рассвет»
2. Приобретение мебели
для
спальных
помещений, клуба.
3.
Приобретение
спортивного инвентаря.

Реализация концепции развития позволит решить следующие задачи:
1. Создать систему, объединяющую дополнительное образование,
воспитание, развитие и социальное становление личности в условиях
социума.
2. Удовлетворить образовательные потребности основных участников
образовательно-воспитательного процесса, стимулировать работу с
одаренными детьми в рамках реализации Приоритетного национального
проекта «Образование».

3. Сформировать и развить коллектив единомышленников, через
профессионально-личностное развитие участников образовательного
процесса.
4. Улучшить качество предоставляемых услуг на основе новых технологий,
направленных на сотворчество, саморазвитие и самореализацию детей и
педагогов ДООЦ «Рассвет».
5. Модернизировать систему управления ДООЦ «Рассвет».
6. Повысить профессиональный уровень педагогических кадров.
7. Усилить значимость образовательно-воспитательной и досуговой
деятельности как эффективного средства профилактики беспризорности и
правонарушения детей и юношества.
8.
Совершенствовать
кадровый,
программно-методический,
материальнотехнический и финансовый ресурсы ДООЦ «Рассвет».
Концепция развития носит открытый характер. Она исходит из того, что в
процессе её реализации могут возникать новые продуктивные идеи и
способы их осуществления. В случае успешного выполнения концепции
неизбежно будет расширяться круг людей, активно участвующих в решении
проблем развития ДООЦ «Рассвет», которые станут инициаторами новых
проектов. В связи с этим план, включённый в данную концепцию, нельзя
рассматривать как исчерпывающий. Он может и должен быть дополнен
новыми планами, отражающими новые потребности социума и новые
возможности ДООЦ «Рассвет».
Этапы освоения и внедрения новой концепции развития ДООЦ
«Рассвет».
I этап - подготовительный (2023 год) Аналитико-диагностическая
деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов
и способов воспитания с учетом личностно-ориентированной модели
образования и воспитания. Изучение опыта педагогов–новаторов, обобщение
опыта творческих педагогов ДООЦ «Рассвет». Определение стратегии и
тактики деятельности.
II этап - практический (2024 – 2025 годы) Апробация и использование в
оздоровительно-воспитательном
процессе
личностно-ориентированных
технологий, приемов, методов воспитания учащихся, социальной и
психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития
и раскрытия его индивидуальных особенностей. Осуществление опытнопедагогической деятельности по моделированию и построению
воспитательных систем отрядов. Моделирование системы ученического
самоуправления.

III этап - обобщающий (2026 год) Отработка и интерпретация данных за
четыре года. Сопоставление результатов реализации программы с
поставленными целями и задачами. Определение путей дальнейшего
развития ДООЦ «Рассвет».
2.4. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
ДООЦ «Рассвет»
Первый этап. Необходимость данного этапа безусловна, а его реализация
возможна. В ДООЦ «Рассвет» будет сформирована определённая стартовая
позиция, некоторое кадровое обновление, структуризация деятельности
ДООЛ, определение более чётких сфер контроля. Реализация концепции
развития направлена, в первую очередь, на разработку новых
воспитательных программ, учебно-методических комплектов, рассчитанных
на долгосрочную работу внутри единого оздоровительно-воспитательного
пространства и создание для этого необходимых условий, как материальнотехнических, так и условий сотрудничества с другими учреждениями в целях
реализации основных задач.
План действий по реализации первого этапа
Задачи
Ожидаемый результат
Ответственный
1. Формирование
Проектирование
Администрация
учебно-методической
оздоровительнобазы.
образовательных
программ нового типа
внутри ДООЦ «Рассвет»

2.Решение кадровых
вопросов.

Разработка и принятие
новых програм
Организация
мероприятий,
направленных на
совершенствование
педагогического
мастерства работников
Подбор кадров,
желающих и способных
участвовать в работе по
новым комплексным
программам.
Эффективное
формирование штатного
расписания для

Администрация

3.Организационномассовая деятельность.

открытия новых
направлений.
Совершенствование
форм массовой и
досуговопознавательной
деятельности детей.

Администрация

Создание различных
форм оздоровления и
активизация
мероприятий по
профилактике вредных
привычек.
Расширение поля
взаимодействия с
общественными
организациями и
социумом.
Второй этап. Второй этап реализации концепции развития ДООЦ «Рассвет»органическое продолжение первого, так как его целью является
непосредственное воплощение на практике тех идей, для которых готовилась
теоретическая и организационная основа на первом этапе.
Второй этап должен в прямом смысле обеспечить переход из режима
функционирования в режим развития, режим отработки вновь выстроенных
механизмов. Однако нужно помнить, что данный период в свою очередь
также является ступенью на пути к дальнейшему совершенствованию
деятельности ДООЦ «Рассвет», следовательно, в него будет входить
обширный блок диагностической, аналитической деятельности, необходимой
для проектирования дальнейшего развития.
План действий по реализации второго этапа
Задачи
Ожидаемый результат
Ответственный
1.Формирование
Проведение
Администрация
научно-методической
исследований
базы.
результативности
реализации Концепции
развития.
Выявление передового
педагогического опыта
и его распространение.

2.
Обновление Введение новых ставок
структуры
ДООЦ, педагогов
кадровые изменения.
дополнительного
образования
по
направленностям
деятельности Центра.
3.Совершенствование
Апробация программ в
воспитательной
детских объединениях
деятельности.
нового типа.
4.Введение новых форм Программы
организации
воспитательной
деятельности детей.
направленности.
5.Развитие партнерства Организация и активное
в
рамках
единого участие в практических
воспитательного
конференциях, круглых
пространства
города столах и семинарах
Координация плана
различного уровня.
6.Создание
Оборудование
материальнопомещений и зданий.
технической
базы Приобретение:
ТСО,
необходимого уровня
спортивного инвентаря,
наглядных
пособий,
методической
литературы,
канцтоваров.

Администрация

Администрация
Администрация
Администрация

Администрация

Контроль исполнения концепции развития ДООЦ «Рассвет»
Контроль осуществляется как внешний, так и внутренний. Работа ДООЦ
«Рассвет» инспектируется учредителями по плану. Внутренний контроль
осуществляет администрация ДООЦ «Рассвет» в соответствии со схемой
контроля:
 текущий контроль,
 тематический контроль,
 промежуточный контроль,
 итоговый
2.5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Перед нами стояла задача конструирования такой системы критериев
развития, которая учитывала бы направления развития ДООЦ «Рассвет»,
была оптимальной, обладала возможностью для использования педагогами.

Все названные основания, а так же опора на исследования в области
структурного анализа ДООЦ «Рассвет» как оздоровительно-воспитательной
системы, позволили сформировать следующие группы критериев.
Критерии успешности самоопределения:
 наличие стремления к общению и к поддержанию активных
межличностных взаимоотношений, умение строить коммуникации с
другими людьми, взаимодействовать с партнером для получения
общего продуктивного результата;
 стремление принимать активное участие в предлагаемой деятельности;
 умение анализировать проблемные ситуации и ставить проблемы,
нести ответственность за свои решения;
 наличие устойчивого интереса детей к творческой деятельности и
коллективу (сохранность контингента, наличие положительных
мотивов);
 умение строить индивидуальную и коллективную деятельность в
полном цикле: постановка целей, анализ ситуации, планирование и
проектирование, практическая реализация, получение готового
результата, анализ результатов, рефлексия и самооценка;
рост
личностных достижений детей.
Критерии творческих достижений детей:
 уровень творческой активности (выявление позиций, отношений и 
желаний ребенка в различных видах деятельности);
 мотивация участия в творческих конкурсах, выступлениях, защите
собственных проектов; результативность.
Критерии уровня развития коллектива:
 социально-психологический климат в коллективе;
 состояние взаимодействия его членов (наличие или отсутствие
изолированных детей, отношения в коллективе);
 уровень самоуправления в коллективе.
Исходя из определенных критериев, мы будем говорить о прогрессивном
развитии ДООЦ «Рассвет» в том случае, если:
- не снижаются (или растут) личные результаты детей (по самым различным
показателям);
- имеется рост удовлетворенности всех субъектов ДООЦ «Рассвет» (детей,
педагогов, администрации, обслуживающего персонала, партнеров
учреждения, родителей);

- гарантирован рост научно-методического обеспечения оздоровительновоспитательного процесса (включая и образовательный потенциал
педагогов);
- имеется ярко выраженная тенденция к развитию всех подсистем (на самых
различных уровнях);
- не ухудшается материально-техническое и экономическое оснащение
процесса.
3. ПРОГНОЗ ОЖИДАЕМЫХ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Реализация новых подходов к формированию развивающей среды,
наиболее полному выявлению и развитию способностей и интересов детей.
2. Внедрение эффективных оздоровительных и воспитательных технологий.
3. Удовлетворение потребностей детей в занятиях по интересам, обеспечение
квалифицированного педагогического консультирования родителей.
4. Создание здоровых и безопасных условий труда и отдыха.
5. Оснащение материально-технической базы ДООЦ «Рассвет».
4. ПРОГНОЗ ВОЗМОЖНЫХ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ И
МЕХАНИЗМ ИХ КОМПЕНСАЦИИ
1. Совершенствовать систему управления на основе использования
информационно-коммуникативных технологий.
2. Обеспечить выход в СМИ, размещение информации на сайте ДООЦ
«Рассвет» с целью распространения опыта.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная программа предназначена для дальнейшего совершенствования и
развития оздоровительно-воспитательного процесса ДООЦ «Рассвет». Она
является основой для деятельности администрации и педагогического
коллектива ДООЦ «Рассвет».
Программа является среднесрочной, рассчитанной на 4 года. С ключевыми
идеями программы ознакомлены педагоги, дети, спрогнозирован
предварительный результат работы по данной программе. Следующий этап
станет этапом коррекции программы. На этом этапе будут уточняться
критерии оценки результата, определяться перспективы дальнейшего
развития.
Программа развития отражает новый этап в развитии ДООЦ «Рассвет».
Альтернативой традиционному лагерю становится оздоровительновоспитательное учреждение нового типа – вариативное, открытое,
устраняющее «одинаковость» воспитания и в то же время, обеспечивающее
освоение детьми общекультурного воспитательного ядра, организующее
воспитание с учетом задатков, склонностей, способностей и интересов детей,
достигнутого ими уровня развития. Оно ориентируется, с одной стороны, на

имеющиеся возможности отдыхающих, их жизненные планы и родительские,
которые способны бережно хранить нравственные ценности, выращивать в
своих воспитанниках духовные потребности. Вместе с тем, общество
нуждается в учреждениях, которые могут подготовить российского делового
человека – умельца, отличающегося творчеством и предприимчивостью,
который обладает крепкой духовной силой, ответственностью. Традиционно
эти потребности общества удовлетворяли средние общеобразовательные
учреждения со всеми своими подструктурами, учреждения дополнительного
образования. Детский оздоровительно-образовательный центр «Рассвет» не
должен быть в стороне от общих целей воспитания, должен создавать
каждому ребёнку условия для свободного развития.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».