Программа и план-сетки 2 смена 2024

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАУ ДО «ДООЦ
«Рассвет» г. Улан-Удэ»
____________
С.А.Будацыренова
«___» _____ 20___года

Программа
Экологической смены
"Хранители леса",
с 03 июля по 23 июля 2024 г.

№
п/п
1.

Компоненты

Паспорт программы
Экологической смены
"Хранители леса"
Содержание

Актуальность
программы

В современном мире проблемы окружающей
среды
приобретают
поистине
глобальный
характер. Только непосредственное включение
учащихся в природоохранную и просветительскую
деятельность необходимо для формирования
личности, способной жить в гармонии с природой.
Чем больше людей будут рассматривать
природу как объект своей заботы, тем эффективнее
окажутся усилия общества по ее охране. Ведь
эколого-краеведческий лагерь – это не только
эффективная форма летнего оздоровления детей,
но и одна и наиболее важная форма экологического
образования и воспитания. Поскольку лагерь
представляет
собой
комплексную
форму,
объединяющую в себе - экологические праздники,
игры, лекции, экскурсии, наблюдения и
исследования, изучение краеведческого материала
в тесной связи с историей и культурой своего края.

2.

Цель
программы

3.

Задачи
программы

4.

Адресаты
программы

Расширить
знания
обучающихся
об
окружающей живой природе своего края,
способствовать
формированию
бережного
отношения к ней, способствовать оздоровлению и
физическому совершенствованию ребят.
• расширение экологических знаний;
• формирование у учащихся активного и
ответственного отношения к окружающей среде;
• максимальное использование возможностей
природного окружения;
• выявление
учащихся,
склонных
к
исследовательской деятельности в области
экологии;
• организация
активного
отдыха
и
оздоровление детей;
• развитие творческих и коммуникативных
способностей.
Дети
и
подростки,
проживающие
на территории Республики Бурятия.
Возраст участников программы от 7 до17 лет

5.

Сроки
реализации

Продолжительность смены 21 день.

6.

Количество
участников
программы
Направление
деятельности

240 детей и подростков в смену

Для реализации программы разработан
механизм, который представлен в виде модулей:
1. Учебно-исследовательская (познавательная).
2. Общественно-полезная и трудовая.
3. Спортивно-оздоровительная.
4. Природоохранная
(художественноэстетическая).
5. Диагностика – аналитическая
6. Учебно-исследовательская (познавательная).
Экологическо-краеведческие часы: лекции,
беседы, конкурсы, тренинги;
практические
занятия,
викторины,
интеллектуально-познавательные игры.
8.
1. Принцип нравственного отношения друг к
Принципы
другу, к окружающему миру.
программы
2. Принцип творческой индивидуальности.
3. Принцип уважения и доверия.
4. Принцип учета возрастных и
индивидуальных особенностей детей.
5. Принцип дифференциации воспитания.
6. Принцип гуманизации отношений.
7. Принцип демократичности.
8. Принцип комплектности оздоровления и
воспитания детей.
9.
Мероприятия программы проводятся с учетом
Требования к
возрастных,
психолого-педагогических
и
реализации
физических особенностей детей и подростков.
программы
10. Предполагаемые
- общее оздоровление детей;
- приобретение новых знаний, творческих
результаты
умений, навыков;
смены
- творческий рост педагогов и детей;
- максимальная степень самореализации
каждого ребенка.
11.
АвторБудацыренова Сарюна Александровна
составитель
программы
7.

I. Введение
1.1. Актуальность программы
Лагерь – это место, где
каждый ребенок может состояться
как уникальная личность…
Лагерь – это большая, умная
игра, которая помогает детям
радоваться жизни, праздновать
жизнь практически ежечасно.

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать
великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может
тот, кто ее знает, изучает, понимает.
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени
детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их
творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей,
приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей,
воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов
в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни
детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь
в новом коллективе, это новая деятельность. Это время игр, развлечений,
свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения,
восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период
свободного общения детей.
В большинстве школ обучение окружающего мира, ботаники, биологии,
экологии проходит в рамках учебного процесса. Знания, получаемые детьми,
в основном теоретические. Это происходит вследствие перегрузки школьных
учителей часами и несовершенной материальной базой. Участие в
экологической смене «Хранители леса» позволяет учащимся получить
практико-ориентированные знания с погружением в мир живой природы,
которые дополнят полученный детьми в школе теоретический материал.
Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и
знаний, поэтому главная задача экологического образования – формирование
у детей экологической культуры, ответственного отношения к природе,
понимания неразрывной связи человеческого общества и природы,
включающего систему экологических знаний, умений и мышления.
У детей, изучающих экологические дисциплины формируется
экологическая культура, которая выражается в гуманно-ценностном
отношении к природе, основными проявлениями которого служат:
доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость;
интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивные
взаимодействия, учитывая их особенности как живых существ; желание и
умение заботится о живом. Дети узнают о реальных экологических проблемах,
вставших перед людьми: защита неживой природы и почв от загрязнения,
разрушения и истощения, сохранение многообразие видов организмов, охрана
природы, как необходимое условие сохранения здоровья людей.
В отличие от многих программ, данная программа выполняет важную
социальную функцию, помогая детям через активное познание окружающего

мира войти в новые современные социально-экономические отношения, и,
преодолевая негативные проявления, получить опыт здорового образа жизни.
Ее
социальная
направленность
выражается
в
формировании
экологизированного мировоззрения, разумных взаимоотношений человека с
социумом и природой, а также в широкой начальной профессиональной
ориентации.
1.2. Участники программы
Участниками программы могут быть дети и подростки, проживающие
на территории Республики Бурятия, в том числе:
дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
дети из семей военнослужащих и приравненных к ним лиц, погибших или
получивших увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении
ими обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
Возраст участников программы от 7 до 17 лет.
1.3. Педагогическая идея
Педагогическая идея программы основывается на следующих принципах:
педагогический процесс строится в соответствии с возрастными
и индивидуальными особенностями участников программы;
в программе учитываются зоны ближайшего развития, которые
определяют возможности участников программы;
воспитательный процесс направлен на развитие самовоспитания,
самообразования участников программы;
в программе учтены индивидуальные интересы, склонности,
способности, возможности, психофизиологические и иные особенности
участников программы;
необходимо предоставить возможность каждому участнику программы
почувствовать себя успешным в том или ином виде деятельности;
личность ребенка должна развиваться в целостном процессе, который
должен включать в себя все направления деятельности (спорт, творчество,
интеллект, общение и т.д.).
II.
Целевые ориентиры
2.1. Цели и задачи программы
Цели программы:
Формирование осознанного отношения детей к природе, экологической
культуры, любви к природе родного края.
Задачи программы:
Обучающие задачи:
 научить видеть и понимать красоту живой природы;
 сформировать навыки экологически грамотного и безопасного
поведения;
 расширить знания по ботанике, зоологии, познакомить детей с
научными методами наблюдения за животными в естественных
условиях, с краснокнижными видами растений;

 познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями
растений, животных и человека;
Воспитательные задачи:
 воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к
людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и
чувствам;
 воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
 воспитывать у детей своевременное, аккуратное и тщательное
выполнение и соблюдение всех правил техники безопасности при
полевых работах и наблюдениях в живой природе.
Развивающие задачи:
 развивать потребности общения с природой;
 развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и
животным, нравственные и эстетические чувства;
 развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов
чувств и познавательного интереса;
 развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.

Подготовительный
период

Период
смены

III.Основное содержание и механизмы реализации программы
3.1. Логика развития содержания программы по этапам
Логика развития смены, расписанная через задачи и формы работы
по этапам, представлена в Таблице 1.
Таблица 1
Задачи

Методическое
наполнение
программы;
подготовка
вожатых
к
реализации
программы.

Содержательные этапы

Формы работы

1.
Организационный
Подготовка
этап.
педагогического состава;
2.
Подготовка
подготовка методических
педагогического состава к материалов
для
реализации программы.
реализации программы.

Организационный
период
Основной период
Итоговый период
Аналитический период

Успешная
3.
Коммуникативный
адаптация каждого этап. Знакомство участников
участника смены;
смены друг с другом,
выявление детских выявление их интересов и
интересов,
способностей.
потребностей;
мотивация
детей
и
подростков
на
включение
в различные виды
деятельности;
Развитие
4.
Информационнопознавательной
обучающий
этап.
активности у детей Предполагает
получение
и подростков;
новых знаний, развитие
поддержка
интеллектуальных,
мотивации
детей физических, и лидерских
и
подростков способностей.
к самостоятельной 5.
Коммуникативнодеятельности;
деятельностный
этап.
реализация
Предполагает закрепление
программы смены и реализацию полученных
согласно
плану- знаний и навыков.
сетке.
Подведение итогов 6.
Демонстративносмены,
аналитический
этап.
отслеживание
Демонстрация полученных
её
знаний,
умений
результативности;
и компетенций участниками
закрепление и
программы.
демонстрация
знаний и умений,
приобретённых
детьми
и
подростками
в течение смены;
подготовка детей
и
подростков
к отъезду из лагеря.
Сравнение и анализ 7.
Аналитический этап.
входной
Подведение
итогов
и
выходной реализации программы.
диагностик детей
и подростков;
обработка отзывов в
социальных сетях о
программе;
составление
отчетов
о
реализации
программы;
анализ полученных
результатов.

Игры на знакомство,
выявление
лидеров
и командообразование;
вводная игра;
входная диагностика;
огонёк знакомств;
линейка открытия смены.

Физкультурнооздоровительные
мероприятия;
ключевые
мероприятия
программы;
секции, кружки,
мастер-классы,
курсы
основных блоков
программы;
коллективно-творческая
деятельность.
Выходная диагностика;
линейка закрытия смены;
итоговые
мероприятия
программы;
прощальные
огоньки
в отрядах.

Анализ диагностирующих
материалов;
анализ
отчетов
педагогического состава
по реализации программы;
составление
итоговых
отчетов.

3.2. Модель управления программой
Поставленные задачи программы реализуются в полном объеме через
комплексный подход, объединяющий содержательные блоки: базовый и
тематический.
Базовый блок реализуется на протяжении всей смены и предусматривает
решение традиционных задач организации отдыха и оздоровления по
следующим направлениям:
культурно-досуговое: предполагает работу творческих кружков,
участие в мастер-классах, участие в отрядных и лагерных мероприятиях
смены;
физкультурно-оздоровительное:
предполагает
организацию
физкультурно-спортивных мероприятий в течение смены;
художественно-творческое: предполагает участие в творческих
мероприятиях, развивающих эстетический вкус и чувство прекрасного;
социально-личностное:
предполагает
раскрытие
и
развитие
личностного
потенциала
участников
смены,
включение
детей
и подростков в совместную социально значимую деятельность.
Реализация этих направлений обуславливает реализацию педагогической
деятельности, способствующей:
формированию навыков социального взаимодействия в системе
"ребенок-ребенок", "ребенок-группа детей" и др.;
развитию эмоционально-положительных реакций у ребенка;
опосредованной коррекции взаимоотношений между детьми;
созданию ситуации сотрудничества;
делегированию полномочий и ответственности за какое-либо дело
или работу.
Основные средства достижения задач базового блока смены:
мероприятия, посвященные актуальным событиям детства;
интеллектуально-развивающие мероприятия;
мероприятия эстетического направления;
мероприятия, направленные на приобщение детей к здоровому образу
жизни;
мероприятия, направленные на формирование у детей и подростков
чувства патриотизма.
Тематический блок План на каждый день представляет собой сочетание
различных познавательно-развлекательных форм работы с детьми и
подростками.
Основные средства реализации тематического блока:
1) Игра рассматривается как природосообразный способ "вхождения"
ребенка в жизнь, как регулятор всех жизненных позиций ребенка, его
эмоциональных переживаний.
2) Мастер-класс
рассматривается
как
оптимальный
способ,
направленный на приобретение и закрепление практических знаний и умений
по специфическим направлениям.

3) Курсы рассматриваются как основной блок реализации программы,
который позволяет в разных формах познакомить детей и подростков
с основами.
3.3.
Игровая модель
Формирование духовно-нравственных качеств, развитие творческих
способностей и оздоровление детей - основные направления деятельности
лагеря. В течение смены педагогический коллектив организует следующие
виды деятельности: праздники, конкурсы, викторины, акции, концертную
деятельность, мониторинг.
Реализация программы проходит с помощью коммуникативных,
творческих, развивающих и подвижных игр; организации коллективных
творческих дел, выполнению заданий по рефлексии лагерных дел, физических
коррекционных упражнений и по закаливанию организма.
IV.
Ресурсное обеспечение
4.1. Организационные ресурсы
Организационный ресурс подразумевает под собой:
изучение нормативно-правовой базы и методической литературы
по выбранной тематике программы;
консультации с потенциальными партнёрами и экспертами программы;
подготовку педагогических кадров для реализации данной программы.
4.2. Информационные ресурсы
В рамках освещения программы в средствах массовой информации
необходимо провести следующую работу:
работа в социальных сетях: Вконтакте, Телеграм, Instagram и т.п.;
съемка видеосюжетов;
4.3. Кадровые ресурсы
Для реализации программы рекомендуется следующий педагогический
состав: директор, старший воспитатель/вожатый, руководитель пресс-центра,
методист, инструктор по физической культуре, вожатый, воспитатель
и вожатский коллектив (Таблица 3).
Со стороны лагеря: медицинский персонал, педагоги дополнительного
образования, психологи, обслуживающий персонал лагеря.
Таблица 3
Вариант расчета педагогического состава
для реализации программы смены
№
Должность
Количество
1. Директор
1
2. Старший воспитатель/вожатый
2
3. Руководитель пресс-центра
1
4. Методист
1
5. Инструктор
2

6.
7.
8.

Организационная группа
Вожатые
Воспитатель

2
16
8

Данный персонал выполняет следующий функционал:
Директор
Осуществляет руководство сменой, несет ответственность за жизнь
и здоровье детей.
Контролирует реализацию программы детского отдыха в детском
оздоровительном лагере.
Ведет отчетную документацию.
Обеспечивает мероприятия по охране труда педагогического коллектива.
Отвечает за эффективное управление, координацию и реализацию
программы детского отдыха.
Отвечает за координацию работы вожатых в части реализации
программы.
Участвует в решении сложных педагогических ситуаций, осуществляет
воспитательные процессы.
Организует и контролирует перевозку детей в детский оздоровительный
лагерь.
Старший воспитатель/вожатый
Отвечает за планирование и ведение документооборота.
Отвечает за координацию деятельности вожатых и воспитателей.
Отвечает за методическое сопровождение деятельности вожатых
и воспитателей во время пребывания в детском оздоровительном лагере
и на пути следования в/из него.
Контролирует деятельность вожатых и воспитателей, а также отрядную
работу.
Участвует в обеспечении профилактических и организационных
мероприятий по охране жизни и здоровья детей и вожатых.
Руководитель пресс-центра
Отвечает за подготовку информационного контента (текст, фото
и видеоматериалы).
Методист
Отвечает за методическую работу в ходе реализации программы.
Отвечает за составление расписания занятий учебных курсов.
Участвует в комплектовании групп в кружках, секциях и объединениях;
Ведет мониторинг наполняемости и выполнения программ групп
в кружках, секциях и объединениях.
Оказывает помощь педагогическому коллективу в определении
содержания, форм, методов и средств при подготовке и проведении
мероприятий.
Принимает участие в разработке методических и информационных
материалов, диагностике, прогнозировании и планировании деятельности
педагогического коллектива.
Проводит ежедневный анализ проведения отрядных и общелагерных
мероприятий.

Оказывает консультативную и практическую помощь педагогическому
коллективу в написании сценариев проведения программных мероприятий.
Вожатый
Обеспечивает охрану жизни и здоровья детей.
Обеспечивает контроль над распорядком дня.
Отвечает за организацию деятельности и развитие временного детского
коллектива во время пребывания в детском оздоровительном лагере.
Отвечает за реализацию мероприятий, направленных на развитие
творческого потенциала детей и подростков, укрепление их здоровья
и формирование у детей и подростков навыков здорового образа жизни.
Отвечает за ведение отчетной документации.
Воспитатель
Обеспечивает охрану жизни и здоровья детей.
Обеспечивает систематический контроль над соблюдением режима дня,
питания, бытовых условий и санитарно-гигиенических норм.
Обеспечивает контроль дисциплины и соблюдения внутреннего
распорядка детского оздоровительного лагеря.
Отвечает за профилактику и педагогическую коррекцию девиантного
поведения и асоциальных проявлений.
Отвечает за ведение отчетной документации.
V. Критерии и способы оценки качества реализации программы
Оценка качества реализации программы будет оцениваться, исходя
из данных Таблицы 4.
Таблица 4
Критерии оценки качества реализации
программы смены «Хранители леса»
Категория
Инструменты
участников
Критерий
измерения
программы
Дети
общее оздоровление детей;
Входная, выходная
приобретение новых знаний, (итоговая)
диагностика;
творческих умений, навыков;
анализ дня;
творческий рост детей;
максимальная
степень отзывы в социальных
самореализации каждого ребенка. сетях.
Родители
Соответствие
ожиданий
и Анкеты
мнений
действительности;
о проведенной смене;
удовлетворенность
бытовыми собеседования
условиями;
на
территории
соответствие цели и задач детского
программы
ожидаемым оздоровительного
результатам;
лагеря и по телефону
опрос
родителей
в социальных сетях;
приобретение
путевки для своего

Педагогический Инициативность вожатых в
состав
рамках реализации смены;
соответствие ожиданий
и действительности
от реализации программы.

ребенка
на следующий сезон.
Ежедневный анализ
повестки
педагогических
"планёрок" вожатых
и руководителей;
анализ
педагогических
дневников вожатых;
отчёт руководителя
программы
по итогам смены.

VI. Список использованных источников
1.
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной
Ассамблеей ООН 20.11.1989).
2.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993).
3.
Указ Президента Российской Федерации от 24.03.2014 №
172
"О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду
и обороне" (ГТО)"
4.
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации" от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016).
5.
Федеральный закон "Об образовании в Российской
Федерации"
от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018).
6.
Федеральный закон "О физической культуре и спорте в
Российской Федерации" от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 05.12.2017).
7.
Федеральный закон "О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию" от 29.12.2010 № 436-ФЗ
(ред. от 01.05.2017).
8.
Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные
законодательные
акты
Российской
Федерации
в
части
совершенствования государственного регулирования организации
отдыха и оздоровления детей" от 28.12.2016 № 465-ФЗ.
9.
Постановление Правительства Российской Федерации от
30.12.2015
№ 1493 (ред. от 13.10.2017) "О государственной программе
"Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы".
10.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от
29.05.2015
№ 996-р "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года".

11.
СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические
требования
к устройству, содержанию и организации работы стационарных
организаций отдыха и оздоровления детей", утв. постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от
27.12.2013
№ 73.
12.
Национальный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р
52887-2007 "Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления" (утв.
и
введен
в действие Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 № 565-ст)
(ред. от 28.06.2011).
13.
Письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации
от 14.04.2011 № МД-463/06 "О рекомендациях по организации детского
оздоровительного отдыха".
14.
Письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации
от 31.03.2011 № 06-614 "О направлении рекомендаций" (вместе
с "Рекомендациями по порядку проведения смен в учреждениях отдыха
и оздоровления детей и подростков".

Приложение 1
План-сетка программы экологической смены «Хранители леса» на 21 день
ДЕНЬ

10:00 ЗАЕЗД

13:00 – 13:30 Обед
14:00 – 16:00 Тихий час
16:10 – 16:30 Полдник
16:35 – 17:30 Тропа доверия
17:40 – 18:10 Хозяйственный сбор "Наши
правила".
18:10 – 19:00 Организационный сбор
отряда. Входная диагностика

19:00 – 19:30 Ужин
20:00 – 21:00 Огонёк знакомства
"Секрет дружбы"
21:00 – 21:10 Второй ужин
21:10 – 21:30 Вечерняя прогулка и
Вечерняя поверка.
21:30 – 22:00 Подведение итогов дня
22:00 – 22:30 Время личной гигиены
22:30 Отбой

13:00 – 13:30 Обед
14:00 – 16:00 Тихий час
16:10 – 16:30 Полдник
16:30 – 17:10 Занятие по курсу №3
17:15 – 17:55 Занятия по курсу №4
18:00 – 19:00 Спортивные и подвижные
игры / подготовка видеоматериалов для
конкурса "Видеовизитка"

19:00 – 19:30 Ужин
20:00 – 21:00
21:00 – 21:10 Второй ужин
21:10 – 21:30 Вечерняя прогулка и
Вечерняя поверка.
21:30 – 22:00 Подведение итогов дня
22:00 – 22:30 Время личной гигиены
22:30 Отбой

1
Орг. период

УТРО

10:00 – 11:00 Размещение
11:00 – 11:30 Инструктаж по технике безопасности
11:30 – 12:00 Игры на знакомство,
командоформирование и выявление лидеров
12:00 – 13:00 Разведка лагеря

2
Орг. период

ДНИ

08:00 Подъём
08:05 – 08:20 Зарядка
08:20 – 08:40 Время личной гигиены
08:40 – 08:50 Утренний осмотр
09:00 – 09:30 Завтрак
09:30 – 09:40 Построение
09:40 – 10:10 Линейка открытия смены
10:15 – 10:55 Занятия по курсу №1
11:00 – 11:40 Занятия по курсу №2
11:45 – 13:00 Игры на закрепление знакомства, и
командоформирование

ВЕЧЕР

3
Орг. период
4
Основной период
5
Основной период

08:00 Подъём
08:05 – 08:20 Зарядка
08:20 – 08:40 Время личной гигиены
08:40 – 08:50 Утренний осмотр
09:00 – 09:30 Завтрак
09:30 – 09:40 Построение
09:45 – 10:25 Занятия по курсу №1
10:30 – 11:10 Занятия по курсу №2
11:15 – 13:00 спортивные и подвижные игры /
подготовка видеоматериалов для конкурса
"Видеовизитка"
08:00 Подъём
08:05 – 08:20 Зарядка
08:20 – 08:40 Время личной гигиены
08:40 – 08:50 Утренний осмотр
09:00 – 09:30 Завтрак
09:30 – 09:40 Построение
09:45 – 10:25 Занятия по курсу №1
10:30 – 11:10 Занятия по курсу №2
11:20 – 13:00 спортивные и подвижные игры /
отрядная работа
08:00 Подъём
08:05 – 08:20 Зарядка
08:20 – 08:40 Время личной гигиены
08:40 – 08:50 Утренний осмотр
09:00 – 09:30 Завтрак
09:30 – 09:40 Построение
09:45 – 10:25 Занятия по курсу №1
10:30 – 11:10 Занятия по курсу №2
11:20 – 13:00 спортивные и подвижные игры /
отрядная работа / подготовка к мероприятию

13:00 – 13:30 Обед
14:00 – 16:00 Тихий час
16:10 – 16:30 Полдник
16:30 – 17:10 Занятие по курсу №3
17:15 – 17:55 Занятия по курсу №4
18:00 – 19:00 Спортивные и подвижные
игры / отрядная работа / зачёт

19:00 – 19:30 Ужин
20:00 – 21:00 Представление отрядов
(конкурс "Видеовизитка")
21:00 – 21:10 Второй ужин
21:10 – 21:30 Вечерняя прогулка и
Вечерняя поверка.
21:30 – 22:00 Подведение итогов дня
22:00 – 22:30 Время личной гигиены
22:30 Отбой

13:00 – 13:30 Обед
14:00 – 16:00 Тихий час
16:10 – 16:30 Полдник
16:30 – 17:10 Занятие по курсу №3
17:15 – 17:55 Занятия по курсу №4
18:00 – 19:00 Спортивные и подвижные
игры / отрядная работа / зачёт

19:00 – 19:30 Ужин
20:00 – 21:00 Интеллектуальная игра
21:00 – 21:10 Второй ужин
21:10 – 21:30 Вечерняя прогулка и
Вечерняя поверка.
21:30 – 22:00 Подведение итогов дня
22:00 – 22:30 Время личной гигиены
22:30 Отбой

13:00 – 13:30 Обед
14:00 – 16:00 Тихий час
16:10 – 16:30 Полдник
16:30 – 17:10 Занятие по курсу №3
17:15 – 17:55 Занятия по курсу №4
18:00 – 19:00 Спортивные и подвижные
игры / подготовка к мероприятию / зачёт

19:00 – 19:30 Ужин
20:00 – 21:00 Театр теней
21:00 – 21:10 Второй ужин
21:10 – 21:30 Вечерняя прогулка и
Вечерняя поверка.
21:30 – 22:00 Подведение итогов дня
22:00 – 22:30 Время личной гигиены
22:30 Отбой

6
Основной период
7
Основной период
8
Основной период

08:00 Подъём
08:05 – 08:20 Зарядка
08:20 – 08:40 Время личной гигиены
08:40 – 08:50 Утренний осмотр
09:00 – 09:30 Завтрак
09:30 – 09:40 Построение
10:00 – 11:00
11:20 – 13:00 спортивные и подвижные игры /
отрядная работа

13:00 – 13:30 Обед
14:00 – 16:00 Тихий час
16:10 – 16:30 Полдник
16:30 – 17:10 Занятие по курсу №3
17:15 – 17:55 Занятия по курсу №4
18:00 – 19:00 Спортивные и подвижные
игры / отрядная работа / зачёт

19:00 – 19:30 Ужин
20:00 – 21:00 Дискотека / просмотр
кинофильма
21:00 – 21:10 Второй ужин
21:10 – 21:30 Вечерняя прогулка и
Вечерняя поверка.
21:30 – 22:00 Подведение итогов дня
22:00 – 22:30 Время личной гигиены
22:30 Отбой

08:00 Подъём
08:05 – 08:20 Зарядка
08:20 – 08:40 Время личной гигиены
08:40 – 08:50 Утренний осмотр
09:00 – 09:30 Завтрак
09:30 – 09:40 Построение
09:45 – 10:25 Занятия по курсу №1
10:30 – 11:10 Занятия по курсу №2
11:20 – 13:00 спортивные и подвижные игры /
отрядная работа
08:00 Подъём
08:05 – 08:20 Зарядка
08:20 – 08:40 Время личной гигиены
08:40 – 08:50 Утренний осмотр
09:00 – 09:30 Завтрак
09:30 – 09:40 Построение
09:45 – 10:25 Занятия по курсу №1
10:30 – 11:10 Занятия по курсу №2
11:20 – 12:00 Спортивные и подвижные игры /
отрядная работа / подготовка к мероприятию
12:00 – 13:00

13:00 – 13:30 Обед
14:00 – 16:00 Тихий час
16:10 – 16:30 Полдник
16:30 – 17:10 Занятие по курсу №3
17:15 – 17:55 Занятия по курсу №4
18:00 – 19:00 Спортивные и подвижные
игры / отрядная работа / зачёт

19:00 – 19:30 Ужин
20:00 – 21:00
21:00 – 21:10 Второй ужин
21:10 – 21:30 Вечерняя прогулка и
Вечерняя поверка.
21:30 – 22:00 Подведение итогов дня
22:00 – 22:30 Время личной гигиены
22:30 Отбой

13:00 – 13:30 Обед
14:00 – 16:00 Тихий час
16:10 – 16:30 Полдник
16:30 – 17:10 Занятие по курсу №3
17:15 – 17:55 Занятия по курсу №4
18:00 – 19:00 Спортивные и подвижные
игры / подготовка к мероприятию / зачёт

19:00 – 19:30 Ужин
20:00 – 21:00 КВН
21:00 – 21:10 Второй ужин
21:10 – 21:30 Вечерняя прогулка и
Вечерняя поверка.
21:30 – 22:00 Подведение итогов дня
22:00 – 22:30 Время личной гигиены
22:30 Отбой

9
Основной период
10
Основной период
11
Основной период

08:00 Подъём
08:05 – 08:20 Зарядка
08:20 – 08:40 Время личной гигиены
08:40 – 08:50 Утренний осмотр
09:00 – 09:30 Завтрак
09:30 – 09:40 Построение
09:45 – 10:25 Занятия по курсу №1
10:30 – 11:10 Занятия по курсу №2
11:20 – 13:00 спортивные и подвижные игры /
экскурсия / отрядная работа
08:00 Подъём
08:05 – 08:20 Зарядка
08:20 – 08:40 Время личной гигиены
08:40 – 08:50 Утренний осмотр
09:00 – 09:30 Завтрак
09:30 – 09:40 Построение
09:45 – 10:25 Занятия по курсу №1
10:30 – 11:10 Занятия по курсу №2
11:20 – 13:00 спортивные и подвижные игры /
отрядная работа
08:00 Подъём
08:05 – 08:20 Зарядка
08:20 – 08:40 Время личной гигиены
08:40 – 08:50 Утренний осмотр
09:00 – 09:30 Завтрак
09:30 – 09:40 Построение
09:45 – 13:00 спортивные и подвижные игры /
отрядная работа

13:00 – 13:30 Обед
14:00 – 16:00 Тихий час
16:10 – 16:30 Полдник
16:30 – 17:10 Занятие по курсу №3
17:15 – 17:55 Занятия по курсу №4
18:00 – 19:00 Спортивные и подвижные
игры / отрядная работа / зачёт

19:00 – 19:30 Ужин
20:00 – 21:00
21:00 – 21:10 Второй ужин
21:10 – 21:30 Вечерняя прогулка и
Вечерняя поверка.
21:30 – 22:00 Подведение итогов дня
22:00 – 22:30 Время личной гигиены
22:30 Отбой

13:00 – 13:30 Обед
14:00 – 16:00 Тихий час
16:10 – 16:30 Полдник
16:30 – 17:10 Занятие по курсу №3
17:15 – 17:55 Занятия по курсу №4
18:00 – 19:00 Спортивные и подвижные
игры / отрядная работа / зачёт

19:00 – 19:30 Ужин
20:00 – 21:00
21:00 – 21:10 Второй ужин
21:10 – 21:30 Вечерняя прогулка и
Вечерняя поверка.
21:30 – 22:00 Подведение итогов дня
22:00 – 22:30 Время личной гигиены
22:30 Отбой

13:00 – 13:30 Обед
14:00 – 16:00 Тихий час
16:10 – 16:30 Полдник
16:30 – 17:10 Занятие по курсу №3
17:15 – 17:55 Занятия по курсу №4
18:00 – 19:00 Спортивные и подвижные
игры / подготовка к мероприятию / зачёт

19:00 – 19:30 Ужин
20:00 – 21:00 Вечерняя программа
21:00 – 21:10 Второй ужин
21:10 – 21:30 Вечерняя прогулка и
Вечерняя поверка.
21:30 – 22:00 Подведение итогов дня
22:00 – 22:30 Время личной гигиены
22:30 Отбой

12
Основной период
13
Основной период
14
Основной период

08:00 Подъём
08:05 – 08:20 Зарядка
08:20 – 08:40 Время личной гигиены
08:40 – 08:50 Утренний осмотр
09:00 – 09:30 Завтрак
09:30 – 09:40 Построение
09:45 – 10:25 Занятия по курсу №1
10:30 – 11:10 Занятия по курсу №2
11:20 – 12:00 Спортивные и подвижные игры /
отрядная работа / подготовка к мероприятию
12:00 – 13:00
08:00 Подъём
08:05 – 08:20 Зарядка
08:20 – 08:40 Время личной гигиены
08:40 – 08:50 Утренний осмотр
09:00 – 09:30 Завтрак
09:30 – 09:40 Построение
09:45 – 10:25 Занятия по курсу №1
10:30 – 11:10 Занятия по курсу №2
11:20 – 13:00 спортивные и подвижные игры /
отрядная работа
08:00 Подъём
08:05 – 08:20 Зарядка
08:20 – 08:40 Время личной гигиены
08:40 – 08:50 Утренний осмотр
09:00 – 09:30 Завтрак
09:30 – 09:40 Построение
09:45 – 10:25 Занятия по курсу №1
10:30 – 11:10 Занятия по курсу №2
11:20 – 13:00 спортивные и подвижные игры /
отрядная работа / подготовка к мероприятию

13:00 – 13:30 Обед
14:00 – 16:00 Тихий час
16:10 – 16:30 Полдник
16:30 – 17:10 Занятие по курсу №3
17:15 – 17:55 Занятия по курсу №4
18:00 – 19:00 Спортивные и подвижные
игры / отрядная работа / зачёт

19:00 – 19:30 Ужин
20:00 – 21:00
21:00 – 21:10 Второй ужин
21:10 – 21:30 Вечерняя прогулка и
Вечерняя поверка.
21:30 – 22:00 Подведение итогов дня
22:00 – 22:30 Время личной гигиены
22:30 Отбой

13:00 – 13:30 Обед
14:00 – 16:00 Тихий час
16:10 – 16:30 Полдник
16:30 – 17:10 Занятие по курсу №3
17:15 – 17:55 Занятия по курсу №4
18:00 – 19:00 Спортивные и подвижные
игры / отрядная работа / зачёт

19:00 – 19:30 Ужин
20:00 – 21:00
21:00 – 21:10 Второй ужин
21:10 – 21:30 Вечерняя прогулка и
Вечерняя поверка.
21:30 – 22:00 Подведение итогов дня
22:00 – 22:30 Время личной гигиены
22:30 Отбой

13:00 – 13:30 Обед
14:00 – 16:00 Тихий час
16:10 – 16:30 Полдник
16:30 – 17:10 Занятие по курсу №3
17:15 – 17:55 Занятия по курсу №4
18:00 – 19:00 Спортивные и подвижные
игры / подготовка к мероприятию / зачёт

19:00 – 19:30 Ужин
20:00 – 21:00 Стартин "В ритме
танца"
21:00 – 21:10 Второй ужин
21:10 – 21:30 Вечерняя прогулка и
Вечерняя поверка.
21:30 – 22:00 Подведение итогов дня
22:00 – 22:30 Время личной гигиены
22:30 Отбой

15
Основной период
16
Основной период
17
Основной период

08:00 Подъём
08:05 – 08:20 Зарядка
08:20 – 08:40 Время личной гигиены
08:40 – 08:50 Утренний осмотр
09:00 – 09:30 Завтрак
09:30 – 09:40 Построение
09:45 – 10:25 Занятия по курсу №1
10:30 – 11:10 Занятия по курсу №2
11:20 – 13:00 спортивные и подвижные игры /
отрядная работа
08:00 Подъём
08:05 – 08:20 Зарядка
08:20 – 08:40 Время личной гигиены
08:40 – 08:50 Утренний осмотр
09:00 – 09:30 Завтрак
09:30 – 09:40 Построение
09:45 – 10:25 Занятия по курсу №1
10:30 – 11:10 Занятия по курсу №2
11:20 – 13:00 спортивные и подвижные игры /
отрядная работа
08:00 Подъём
08:05 – 08:20 Зарядка
08:20 – 08:40 Время личной гигиены
08:40 – 08:50 Утренний осмотр
09:00 – 09:30 Завтрак
09:30 – 09:40 Построение
09:45 – 10:25 Занятия по курсу №1
10:30 – 11:10 Занятия по курсу №2
11:20 – 13:00 спортивные и подвижные игры /
отрядная работа / подготовка к мероприятию

13:00 – 13:30 Обед
14:00 – 16:00 Тихий час
16:10 – 16:30 Полдник
16:30 – 18:00 Турнир лидеров "Один за
всех"
18:00 – 19:30 Спортивные и подвижные
игры / отрядная работа / зачёт

13:00 – 13:30 Обед
14:00 – 16:00 Тихий час
16:10 – 16:30 Полдник
16:30 – 17:10 Занятие по курсу №3
17:15 – 17:55 Занятия по курсу №4
18:00 – 19:00 Спортивные и подвижные
игры / отрядная работа / зачёт

13:00 – 13:30 Обед
14:00 – 16:00 Тихий час
16:10 – 16:30 Полдник
16:30 – 17:10 Занятие по курсу №3
17:15 – 17:55 Занятия по курсу №4
18:00 – 19:00 Спортивные и подвижные
игры / подготовка к мероприятию / зачёт

19:00 – 19:30 Ужин
20:00 – 21:00 Конкурсноразвлекательная программа "Мы
вместе"
21:00 – 21:10 Второй ужин
21:10 – 21:30 Вечерняя прогулка и
Вечерняя поверка.
21:30 – 22:00 Подведение итогов дня
22:00 – 22:30 Время личной гигиены
22:30 Отбой
19:00 – 19:30 Ужин
20:00 – 21:00 Экономическая игра
21:00 – 21:10 Второй ужин
21:10 – 21:30 Вечерняя прогулка и
Вечерняя поверка.
21:30 – 22:00 Подведение итогов дня
22:00 – 22:30 Время личной гигиены
22:30 Отбой

19:00 – 19:30 Ужин
20:00 – 21:00
21:00 – 21:10 Второй ужин
21:10 – 21:30 Вечерняя прогулка и
Вечерняя поверка.
21:30 – 22:00 Подведение итогов дня
22:00 – 22:30 Время личной гигиены
22:30 Отбой

18
Основной период
19
Итоговый период
20
Итоговый период

08:00 Подъём
08:05 – 08:20 Зарядка
08:20 – 08:40 Время личной гигиены
08:40 – 08:50 Утренний осмотр
09:00 – 09:30 Завтрак
09:30 – 09:40 Построение
09:40 – 09:45 Развод
09:45 – 10:25 Занятия по курсу №1
10:30 – 11:10 Занятия по курсу №2
11:20 – 12:00 Спортивные и подвижные игры /
отрядная работа / подготовка к мероприятию
12:00 – 13:00
08:00 Подъём
08:05 – 08:20 Зарядка
08:20 – 08:40 Время личной гигиены
08:40 – 08:50 Утренний осмотр
09:00 – 09:30 Завтрак
09:30 – 09:40 Построение
09:45 – 10:25 Занятия по курсу №1
10:30 – 11:10 Занятия по курсу №2
11:20 – 13:00 спортивные и подвижные игры /
отрядная работа
08:00 Подъём
08:05 – 08:20 Зарядка
08:20 – 08:40 Время личной гигиены
08:40 – 08:50 Утренний осмотр
09:00 – 09:30 Завтрак
09:30 – 09:40 Построение
10:00 – 12:00 Парад отрядов. Церемония
награждения участников смены.
12:00 – 12:50 Спортивные и подвижные игры
отрядная работа

13:00 – 13:30 Обед
14:00 – 16:00 Тихий час
16:10 – 16:30 Полдник
16:30 – 17:10 Занятие по курсу №3
17:15 – 17:55 Занятия по курсу №4
18:00 – 19:00 Спортивные и подвижные
игры / подготовка к мероприятию / зачёт

19:00 – 19:30 Ужин
20:00 – 21:00
21:00 – 21:10 Второй ужин
21:10 – 21:30 Вечерняя прогулка и
Вечерняя поверка.
21:30 – 22:00 Подведение итогов дня
22:00 – 22:30 Время личной гигиены
22:30 Отбой

13:00 – 13:30 Обед
14:00 – 16:00 Тихий час
16:10 – 16:30 Полдник
16:30 – 18:00
18:00 – 19:00 Спортивные и подвижные
игры / отрядная работа / зачёт

19:00 – 19:30 Ужин
20:00 – 21:00 Дискотека / просмотр
кинофильма
21:00 – 21:10 Второй ужин
21:10 – 21:30 Вечерняя прогулка и
Вечерняя поверка.
21:30 – 22:00 Подведение итогов дня
22:00 – 22:30 Время личной гигиены
22:30 Отбой

13:00 – 14:00 Обед
14:00 – 16:00 Тихий час
16:00 – 16:30 Полдник
16:30 – 17:30 Итоговые сборы. Выходная
диагностика
17:30 – 18:00 Отрядная работа,
настольные игры
18:00 – 19:00 Линейка Закрытия
Смены

19:00 – 19:30 Ужин
20:00 – 21:00 Прощальный вечер "До
свидания, Рассвет"
21:00 – 21:10 Второй ужин
21:10 – 21:30 Вечерняя прогулка и
Вечерняя поверка.
21:30 – 22:00 Подведение итогов дня
22:00 – 22:30 Время личной гигиены
22:30 Отбой

21
Итоговый период

08:00 Подъём
08:05 – 08:20 Зарядка
08:20 – 08:40 Время личной гигиены
08:40 – 08:50 Утренний осмотр
09:00 – 09:30 Завтрак
09:30 – 09:40 Построение
10:00 – 10:30 Уборка в комнатах
10:30 – 11:30 Сбор вещей
11:30 – 13:00 Акция "Почтовый конверт" и
операция "Чемодан"

13:00 – 14:00 Обед

ВЫЕЗД

Пояснительная записка к плану-сетке
по программе экологической смены «Хранители леса» (21 день)
Пояснительная записка к плану-сетке по программе экологической смены «Хранители леса» охватывает 21 день. Она
составлена в соответствии с предлагаемой программой.
В рамках программы пройдут отрядные, лагерные дела, как по направленности программы, так и переключающие на другие
виды деятельности, с целью создания комфортных условий для отдыха, самореализации, эмоциональной разгрузки детей.
Таблица 1
Режимные моменты
Подъем 08:00
Время личной гигиены
08:00 – 08:30
Зарядка
08:30 – 08:45
Завтрак
09:00 – 10:00
Обед
13:00 – 14:00
Тихий час (дневной сон)
14:00 – 16:00
Полдник
16:00 – 16:30
Ужин
19:00 – 20:00
Время личной гигиены
от 7 до 10 лет:
21:30– 22:00
от 11 и старше:
22:00 – 22:30
Отбой
от 7 до 10 лет

Утренний подъем детей проводится не ранее 8 часов.
Не более 30 минут
Утренняя зарядка проводится ежедневно на открытом воздухе. В
дождливую погоду утреннюю зарядку рекомендуется проводить в
хорошо проветриваемых помещениях. Продолжительность утренней
зарядки – не менее 15 мин.
1 час
1 час
Не менее 1,5 часа. Для детей 15 лет и старше допускается замена
дневного сна на чтение книг и настольные игры.
30 минут
1 час
В зависимости от возраста
Не менее 30 минут.

Ночной сон должен быть не менее 9часов.
для детей от 7 до 10 не менее 10 часов)

Постановление Главного
государственного санитарного врача
Российской Федерации от 27 декабря
2013 г. N 73 "Об утверждении
СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарноэпидемиологические требования к
устройству, содержанию и
организации работы стационарных
организаций отдыха и оздоровления
детей"
http://www.rg.ru/2014/05/06/sanpindok.html

22:00
от 11 и старше:
не позже 23:00

Таблица 2
Продолжительность мероприятий
Подвижные игры для детей основной и подготовительной групп (данная Постановление Главного государственного санитарного
информация указана в медицинских справках):
врача Российской Федерации от 19 апреля 2010 г. N 25 "Об
для младших детей (6-11 лет) – 40-60 минут
утверждении СанПиН 2.4.4.2599-10"
для старших детей (с 12 лет) – 90 минут
http://www.rg.ru/2010/06/09/dnevnoe-dok.html
Кружки и спортивные секции
для детей 7 лет не более 35 минут;
старше 7 лет не более 45 минут.
Отдельные виды кружков (туристического, юных натуралистов, краеведческого и
т.п.) допускается продолжительность занятий до 1,5 часа.
Продолжительность занятий для детей, имеющих ограничения по здоровью,
определяются индивидуально на основании консультаций с компетентными
специалистами.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».